Муниципальный транспорт без помощи маршруток не справляется с потоком пассажиров.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Объединение частных перевозчиков Екатеринбурга заявило, что общественный транспорт города может вернуться в 90-е годы, когда горожане брали автобусы штурмом. Демарш предпринимателей вызван предписанием Региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области снизить стоимость проезда в частных автобусах в два раза.
Напомним, на днях в стране вступили в силу новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением правительства РФ, отменяющие понятие «маршрутные такси». Владельцы маршруток потеряли право обслуживать пассажиров по свободным тарифам, не утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти, и должны привести цены в соответствие со стандартами, действующими в регионе. РЭК Свердловской области предписала местным транспортным компаниям снизить цены с 27 марта с.г. При этом с 1 июля 2008 года в регионе действуют следующие предельные тарифы на перевозку пассажиров в общественном транспорте: в городском сообщении – 10 руб. за 1 поездку, в пригородном сообщении – 1,2 руб. за километр. С учетом того, что проезд в маршрутках стоил не менее 20 руб., при переходе на новые тарифы прибыль предпринимателей сокращается в два раза. Владельцы маршруток собираются бороться с невыгодными для них решениями властей.
«Мы намерены обжаловать действия по внесению изменений в постановление о тарифах и отстаивать действующий тариф на перевозку пассажиров. Мы взяли в РЭК все необходимые формы документов, чтобы попытаться обосновать свой тариф», – сообщил директор ООО «Ю-Ви-Эй-Транс» Юрий Минин.
По словам руководителя компании «Форт-транс» Андрея Алевраса, есть еще одна проблема: к саммиту глав государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, который пройдет в Екатеринбурге 15–16 июня, мэрия попросила частников приобрести более комфортабельные автобусы. Предприниматели взяли кредиты исходя из стоимости проезда в маршрутке в 20 руб. Общая сумма кредитной и лизинговой задолженности перевозчиков-частников составляет 300 млн. руб. Теперь, когда цена билета должна понизиться до 10–11 руб., новые транспортные средства скорее всего придется отдать банкам вследствие просрочки платежей. Перевозчики ожидают также разорения ряда компаний и, как следствие, появления очередей на остановках и давки в автобусах, которыми запомнились 90-е годы.
Директор компании «Екатеринбургское такси» Владимир Комиссаров считает, что, принимая решение о снижении тарифов, руководитель РЭК Николай Подкопай прекрасно отдавал себе отчет в том, что это было не экономическое, а волевое решение. Глава РЭК, однако, на себя вину брать не стал. Собрав журналистов, Николай Подкопай сказал, что обвинять его в снижении тарифов некорректно, поскольку решение о фактической ликвидации маршрутных такси принимало федеральное правительство. Поэтому, если у предпринимателей есть претензии к властям, они могут обжаловать в суде решение российского руководства.
Последуют ли предприниматели совету главы РЭК, неизвестно. Пока же они готовятся к массовому сокращению своих трудовых коллективов. По данным Григория Кулинича, председателя некоммерческого партнерства «Городские пассажирские перевозки» (в него входит 12 предприятий, которые обслуживают около 49 маршрутов в Екатеринбурге), многие участники рынка перевозок могут уйти из бизнеса уже через месяц.
Екатеринбург