Главе Минприроды РФ есть на что обратить внимание в Приморье.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Приморье прибыл министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев. По специальному поручению премьер-министра Владимира Путина он проверит «объекты будущего саммита стран АТЭС 2012 года с точки зрения соблюдения природоохранного законодательства».
Из заявленных многочисленных объектов форума во Владивостоке начато пока только возведение двух мостов – через пролив Босфор Восточный на остров Русский и через бухту Золотой Рог. Посему внимание VIP-чиновника будет уделено им, а также, как сообщает пресс-служба администрации Приморья, «очистным сооружениям и изучению проектов реконструкции водоканализационной сети Владивостока». Впрочем, у Юрия Трутнева были как минимум две веские причины для поездки в регион.
Сначала с аукциона, проведенного краевой администрацией, ушли участки, расположенные на территории заказников и в орехово-промысловых зонах, а потом под водой скрылась насыпь под опору будущего моста на остров Русский. К тому же коррективы, внесенные мостостроителями в утвержденный госэкспертизой проект, и непросчитанная численность жителей будущего поселка на острове грозят экологической катастрофой.
В феврале, как писала «НГ» («НГ» от 02.02.09), под видом санитарных рубок чиновники краевого управления лесного хозяйства отдали несколько сотен участков в краевых заказниках «Черные скалы», «Таежный», «Полтавский». Экологи подняли шум, но в администрации на него отреагировали своеобразно: провели аукцион досрочно. Как и предполагалось, единственным участником и победителем в нем стало «Казенное предприятие Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение», которое известно защитникам природы не с лучшей стороны. Сам министр Трутнев смог отстоять лишь земли на территории федерального заказника «Леопардовый», отправив срочную телеграмму губернатору Приморья Сергею Дарькину.
А в начале марта случился другой скандал: насыпь под опору будущего моста на остров Русский, отсыпку которой вели специалисты ПО «Мостовик», в одночасье «исчезла» в водах пролива Босфор Восточный. По оценке независимых экспертов, смыло не менее 80 тыс. кубов скального грунта, причинив ущерб казне в 160 млн. руб. Правда, по подсчетам мостостроителей, это цифра надуманная: сметная стоимость всего островка под пилон – 300 млн. руб.
Гендиректор НПО «Мостовик» Олег Шишов назвал обвал плановым: «Отсыпали крупный камень, и естественно, что насыпь сползла. Природа должна взять свое: камень ляжет как надо, чтобы опора строилась на устойчивом месте». «Работы по созданию упорной насыпи производятся с помощью двух плавкранов и грузовых автомобилей, это не дает возможность высыпать породу с достаточным уклоном, как требует проект. Более пологий уклон насыпи создается позже. Этот момент и сочли за «провал» дамбы», – пояснил взволнованным обывателям главный инженер Дирекции строительства дорог «Владивосток» Андрей Наношкин.
Эти объяснения не удовлетворили только независимых экспертов. Главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, инженер-геолог Борис Преображенский уверен, что пока мостовики не вобьют шпунты, бутовый камень постоянно будет тонуть в морских глубинах. «Перепад глубин в этом месте около 32 метров, строители сыплют камни, и они укладываются под откосом, – поясняет эксперт. – Нужно сначала вбить шпунты, которые не дадут камням разъезжаться, то есть выстроить своеобразный «забор». Но для этого надо было сделать массу подготовительной работы, в том числе снять ползучий грунт с глубины, в получившуюся траншею укладывать бетонные блоки с вертикальной стенкой, в которую упирались бы сыплющиеся сверху камни. Но сейчас это делать поздно».
У экологов и независимых экспертов масса претензий к строителям моста на остров Русский. Главная – они внесли принципиальные коррективы в утвержденный Госэкспертизой вариант. Пилоны будущего моста должны были стоять на насыпных островках, но выяснилось, что для их строительства нет специальных барж и материала, из которого они отсыпались бы. Возводимая сейчас дамба под опоры – другой вид работ, а значит, другие экологические последствия. Она может стать своеобразными «мусоросборниками» всего того, что попадает в пролив. Скапливающийся мусор неизбежно осядет на морское дно. А масштабное заселение острова Русский, где после саммита разместится федеральный университет, только добавит угольку в разгорающийся костер экологической катастрофы. Дело в том, что у ученых Тихоокеанского института географии ДВО РАН, проводивших рецензирование проекта, не было четкой информации о величине поселка, который планируют построить на острове. До сих пор неизвестно, что сделают с островными лесами или каким образом будет налажено водоснабжение. Воды на Русском нет, неизвестно место для строительства местных очистных сооружений. Если сточные воды будут сливаться в море, то остров Русский станет «вторым» Владивостоком – одним из самых грязных городов в мире.
В первый день визита Юрий Трутнев оценил строительство канализационных очистных сооружений Центрального района Владивостока, которые являются начальным этапом реконструкции системы городской канализации. Как сообщила пресс-служба краевой администрации, министр не увидел проблем, которые бы препятствовали продолжению строительства объектов саммита.
Владивосток