Последние годы промышленные предприятия Тюмени переживают худшие свои времена. Тому виной рейдерство на местах, действующее вопреки пожарным мерам Кремля в период мирового кризиса.
Лихорадка в реальном секторе экономики, по мнению некоторых бизнесменов, началась после прибытия в область из Москвы команды Игоря Пясецкого, назначенного и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом (ТУ ФАУГИ) по Тюменской области. Деятельностью руководства ведомства в Тюмени недовольны многие директора предприятий. Часть из них оказалась под угрозой закрытия, в чем руководители предприятий обвиняют чиновников ведомства.
Обращения в Росимущество и Минэкономразвития страны, как правило, не дают эффекта, так как оттуда приходят отписки. «Наше письмо в Росимущество РФ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, – пишет гендиректор ООО «ЕвроСтрой» Вагиф Керимов президенту РФ Дмитрию Медведеву, – было встречено крайне негативно... и передано для ответа обратно в Территориальное управление». В президенте страны Вагиф Керимов, как и многие его коллеги, видит последнюю надежду на спасение предприятий и 10-тысячного трудового коллектива. Тем более что недавно глава государства заявил, что «сталкиваться с рейдерством в XXI веке просто стыдно. За такого рода действия нужно сажать в тюрьму. Так делают во всем мире. Здесь необходимо думать прежде всего о защите интересов огромного количества людей, которые работают на этих предприятиях».
В обращении к главе государства, заявлениях прокурору Тюменской области В.Владимирову и руководителю Федеральной таможенной службы А.Бельянинову Керимов сообщает «о наличии в действиях руководителей ТУ ФАУГИ, ФГУП «Стройтранс № 1» признаков уголовных правонарушений» и утверждает, что это, по сути, «рейдерская атака федерального органа». «Пясецким И.В. предпринимаются бесконечные попытки по очистке территории от арендаторов-производителей с определенной программной целью, – утверждает Керимов. – После трехкратной смены руководителей в августе 2007 года был назначен Пясецкий. Первым же действием было предупреждение о расторжении с арендаторами долгосрочных арендных договоров».
Аренда помещений для предприятий выросла в несколько раз. «Мы не согласны с увеличением в 35-кратном размере стоимости арендной платы, – говорится в объяснении следователю Тюменской прокуратуры гендиректора ОАО «Тюмень-Дизель» Сергея Хвесько. – Предъявляемые государством требования идут вразрез с провозглашенными президентом РФ призывами о сохранении производства и рабочих мест... Работающее предприятие может быть уничтожено».
«У нас в отличие от «ЕвроСтроя» есть долгосрочный договор, но ФАУГИ хочет его расторгнуть, – говорит гендиректор другого предприятия ООО «Цветы Сибири» Людмила Шаповалова. – Сначала они подали на нас в суд, чтобы взыскать с нас новую арендную плату, причем задним числом, несмотря на то что у нас действовал еще старый договор. Аренда возросла в шесть раз. Они провели оценочную стоимость теплицы с балансовой стоимостью 11 тысяч рублей, исходя из ее рыночной стоимости, которая вдруг получилась 6 миллионов рублей».
«Перевод имущества из казны в хозведение ФГУП «Стройтранс № 1» и навязывание высокой арендной платы изначально имеет свою цель, – отмечает Керимов в письме президенту. – Попытки расторжения существующих долгосрочных договоров направлены на аннулирование преимущественных прав, данных арендаторам федеральным законом... Применяемая конструкция отношений с арендаторами рассчитана на то, чтобы единственным игроком на поле в будущем остался ФГУП «Стройтранс № 1». Неудивительно, что директор ФГУП «Стройтранс № 1» Сергей Араскин ранее являлся руководителем подразделения обанкротившейся Ликинской мануфактуры из села Успенка Одинцовского района Подмосковья. С формулировкой «для наиболее эффективного использования федерального имущества» в баланс «Стройтрансу № 1» из Московской области переведен новый имущественный комплекс с земельными участками».
«Действия руководителей вышеуказанных органов свидетельствуют о преднамеренном банкротстве ФГУП, – убежден Вагиф Керимов. – Сумма денежной задолженности по просроченным обязательствам превысила 8 миллионов рублей. До назначения Араскина главой ФГУП долгов не было. Так, стоимость услуг организаций, которым Араскин заказал оценку госимущества, в разы больше той стоимости, за которую была произведена предыдущая оценка. Например, в сентябре 2007 года «ЕвроСтрой» оплачивает оценку в размере 51 840 рублей, а ФГУП в июле 2008-го – в размере 315 000 рублей, ОАО «Тюмень-Дизель» оплачивает 70 000, а ФГУП в августе 2008-го – 327 500 рублей и т.д. «Команде» из Москвы нужен данный земельный участок для своих целей».
У предприятия ОАО «НПО «Нефтепроммаш», также расположенного в черте Тюмени, аналогичные проблемы. По словам юриста этой организации Юлии Мальцевой, «Теруправление не заключает с заводом договор аренды земельного участка и пытается расторгнуть основной договор аренды имущества. Со своей стороны условия договора аренды выполнены нами в полном объеме... Работы по межеванию этого земельного участка и постановка на кадастровый учет проводились за счет «Нефтепроммаша» после оформления техпаспортов на объекты, арендуемые нами... Ни один из сданных нами отчетов об оценке не прошел экспертизу в Теруправлении, а представитель «Тюменской недвижимости» сообщила, что работникам Теруправления дано устное распоряжение Пясецкого, что отчеты об оценке НПО «Нефтепроммаш» не должны пройти ни под каким предлогом».
«Кроме того, – утверждает Мальцева в объяснении в прокуратуру, – Пясецкий закрепляет за ФГУП «Стройтранс № 1» на праве хозведения имущество, которое передано нам по договору аренды... Имеющиеся у нас реквизиты этого распоряжения в отношении «Нефтепроммаш» говорят о том, что документ появился позже, когда начался судебный спор и были приняты судом обеспечительные меры. Кроме того, закрепление арендуемого нами имущества за ФГУП «Стройтранс № 1» незаконно, так как оно является казной РФ и это полномочие у Теруправления отсутствует... ФГУП находится в преддверии банкротства, что позволит купить заинтересованным лицам переданное ФГУП имущество по упрощенной схеме без торгов».
«Это классический махровый бюрократизм, – считает гендиректор ОАО «Нефтепроммаш» Николай Недосеков. – У нас есть приоритетное право по выкупу земли. Обращались в Росимущество и Теруправление. Два года говорим, определитесь, дайте хотя бы отрицательный ответ, чтобы мы могли решить вопрос в судебном порядке. У нас время до 2010 года по указу президента, который уже три раза продлевал срок. И эта неопределенность не позволяет нам вносить инвестиции в производство. Вообще, что касается федеральных структур, то они, по-моему, посажены здесь, чтобы только мешать нам».
«Финал может быть такой, – разводит он руками. – К 2010 году мы не успеваем выкупить землю и будем вынуждены согласиться на договор аренды, а потом нас здесь просто сгноят. Будем вынуждены выехать отсюда, и на предприятии с 45-летней историей можно будет поставить крест. Три года назад за город были выведены три завода – Тюменский станкостроительный, Строймаш, Автотракторного электрооборудования. Два из них исчезли, один пока дышит. Работу потеряли несколько тысяч человек. На освободившихся площадях построены жилые комплексы». – «А как же требование не трогать бизнес в период нестабильности, «не кошмарить» его?» – «Знаете, я работаю на заводе с 1986 года. У нас много говорилось хороших слов и в советское время. С тех пор ничего не изменилось».
Остается добавить, что аналогичные проблемы в регионе испытывают как минимум около дюжины предприятий. Хочется надеяться, что они преодолеют не только кризис, но и препоны, которые ставят некоторые чиновники.
Тюмень–Москва