Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) в ближайшие дни продолжит рассмотрение дела в отношении Федеральной таможенной службы (ФТС) по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Дело в отношение ФТС было возбуждено по заявлению ООО «Таможенная карта» – оператора платежной системы, с помощью которой участники внешнеторговой деятельности вносят таможенные платежи в российский бюджет. Компания добивается отмены приказа Федеральной таможенной службы, с нынешнего года пытающейся выдавить «Таможенную карту» с рынка приема таможенных платежей. Пока идет разбирательство, госбюджет недополучает доходы со стороны участников ВЭД.
Напомним, что в прошлом году ФТС провела преобразования, в ходе которых был сокращен список организаций, способных выдавать таможенным брокерам поручительства, а также попыталась отказаться от работавшей с 2000 года электронной системы приема таможенных платежей.
До 2008 года на рынке финансовых услуг в области таможенного дела действовал выбранный банками-эмитентами и согласованный ФТС координатор эмиссии таможенных карт – ООО «Таможенная карта». Но в марте 2008 года ФТС самостоятельно назначила единственным координатором эмиссии таможенных карт ФГУП «РОСТЭК», руководство которого СМИ называют близким к руководству ФТС (в частности, нынешний гендиректор «РОСТЭКА» Александр Повстяный работал под началом нынешнего главы ФТС Андрея Бельянинова сначала в Новикомбанке, а затем, в 2006 году, был заместителем главы ФТС). Позже, в июле 2008 года, координатором была назначена другая организация – ООО «Таможенная платежная система», по мнению участников рынка, также аффилированная с «РОСТЭК».
В декабре 2008 года Андрей Бельянинов направил ООО «Таможенная карта» письмо, в котором сообщил об отказе от исполнения Генерального соглашения от 10 ноября 2000 года между Государственным таможенным комитетом РФ и «Таможенной картой», которое регулирует отношения ФТС и координатора эмиссии таможенных карт.
С середины января с.г. в обеспечение уплаты таможенных платежей принимались лишь поручительства, выдаваемые ФГУП «РОСТЭК». Правда к середине февраля с.г. ФТС оставила на рынке уже трех таможенных брокеров: НАТБ, «Национальный союз участников алкогольного рынка» и ФГУП «РОСТЭК».
ФТС декларировала, что механизм гарантии платежеспособности брокеров, а также координатор эмиссии электронных таможенных карт были изменены для повышения прозрачности рынка таможенных услуг. Но фактически ФТС просто сокращает количество участников рынка. По данным Ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад», услугами организаций, которые исключила ФТС, пользовались более 80% таможенных брокеров РФ. А электронная система приема таможенных платежей, действовавшая с 2000 года, и вовсе не вызывала никаких нареканий у участников рынка. В связи с этим давление на конкурентов ООО «Таможенная платежная система» некоторые наблюдатели расценивали, мягко говоря, как знак благосклонности к этой компании со стороны таможни.
В январе с.г. Ассоциация таможенных брокеров «Северо-Запад» отправила премьер-министру РФ Владимиру Путину письмо, в котором сообщила, что действия ФТС вытолкнут брокерские компании в «серые» схемы, вызовут рост числа недостоверных сделок, приведут к усилению коррупции и снижению поступлений в федеральный бюджет. Некоторые участники рынка опасаются, что изменения в системе осуществления электронных платежей могут отразиться на бесперебойной работе межбанковской платежной системы. А в условиях кризиса это серьезно скажется на уровне поступлений таможенных платежей в бюджет РФ. К тому же компании, не попавшие в «привилегированный» список, будут сокращать работников, что добавит на рынок труда еще несколько тысяч безработных.
Попытка ФТС прекратить отношения с координатором эмиссии таможенных карт привела к тому, ООО «Таможенная карта» обжаловало действия Таможенной службы и обратилось в ФАС РФ и арбитражные суды. «Таможенная карта» была зарегистрирована в 2000 году и с этого времени осуществляет функции координатора эмиссии таможенных карт – пластиковых банковских карт, используемых для уплаты таможенных платежей. В четвертом квартале 2008 года в систему входило более 100 банков России. В сентябре 2008 года постановлением 9-го апелляционного суда, оставленным без изменения кассационной инстанцией, приказ о назначении координатором ФГУП «РОСТЭК» был признан недействительным, а действия ФТС по смене координатора на «РОСТЭК» произведены при отсутствии для этого фактических и правовых оснований. Но и это не поставило точку в данном конфликте.
По мнению независимого юрисконсульта, члена Московской коллегии адвокатов Светланы Антоновой, логика действий Федеральной таможенной службы сомнительна: «Не совсем ясно, чем эти действия полезны государству и участникам ВЭД. Сегодня ФТС в первую очередь следует установить общий порядок, определить критерии градации фирм, проходящих через таможню, и наладить поток. Необходимость любого нововведения должна быть аргументирована, все это должно быть продуманно, просчитано и иметь пути к реализации. Нынешние действия ФТС, увы, во-первых, мало отвечают этим требованиям, а во-вторых, похоже, просто идут вразрез с действующим законодательством».
Федеральная таможенная служба в конце 2008 года уже столкнулась с трудностями: как сообщала ФТС, таможенные органы начали отмечать проблему несвоевременного перечисления банками денежных средств от участников ВЭД, уплачиваемых вне электронной системы приема платежей. Сроки задержки составляли 1–12 дней. Как констатировала ФТС, в связи с этим увеличивается время таможенного оформления товаров и транспортных средств. В соответствии с данными, представленными ООО «Таможенная карта» в одно из арбитражных дел, в связи с односторонним отказом ФТС от исполнения соглашения с «Таможенной картой» поступление средств в бюджет РФ за первые три недели 2009 года сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года с 9,41 млрд. руб. до 5,86 млрд. руб.
От представителей ФТС РФ, которой был направлен запрос по поводу претензий ФАС к Таможенной службе, к моменту подписания номера «НГ» комментариев получить не удалось.
Как сообщили «НГ» в Федеральной антимонопольной службе, ФАС усматривает признаки нарушения антимонопольного законодательства России в издании ФТС РФ в марте–июле 2008 год приказов, согласно которым координатор эмиссии таможенных карт определяется ФТС единолично. По мнению ФАС, приказы ограничивают кредитным организациям выбор хозяйствующих субъектов, предоставляющих процессинговые услуги и обеспечивающих информационное и техническое взаимодействие при уплате платежей при помощи таможенных карт.
Нужно заметить, что попытки ФАС воздействовать на ФТС укладываются в рамки политики, которую руководство России предлагает использовать для стабилизации экономики страны в условиях кризиса. Президент РФ Дмитрий Медведев на президиуме Госсовета 20 февраля с.г. поднимал вопрос о недобросовестной конкуренции, заявив: «Не должно быть такой проблемы, когда в результате соперничества между различными структурами может наступить коллапс целой группы компаний». По словам президента, действия, которые дезорганизуют бизнес, должны получать адекватную оценку государства. Ранее на заседании президиума правительства РФ премьер-министр Владимир Путин также заявлял, что ответственность за нарушения антимонопольного законодательства должна быть неотвратимой и более суровой, после чего был одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса РФ», предусматривающий уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
23 и 29 января 2009 года состоялись первые заседания ФАС РФ по спору Федеральной таможенной службы и «Таможенной карты», на которых ФТС заявила ходатайство об отложении этого рассмотрения в связи с рассмотрением аналогичного спора в Высшем арбитражном суде РФ. Несмотря на отказ в его удовлетворении, рассмотрение было отложено в связи с необходимостью подготовки дополнительной информации и обращением антимонопольной службы в ВАС РФ с заявлением об участии в качестве третьего лица в рассмотрении этих судебных дел. В ходе судебного заседания ВАС РФ, состоявшегося 9 февраля с.г., на котором не присутствовали представители ФАС, Таможенная служба заявила ходатайство об отложении судебного разбирательства до рассмотрения вопроса в ФАС РФ. Суд ходатайство удовлетворил, и новое слушание дела назначено на 30 марта 2009 года.
Следующее заседание ФАС, на котором будет продолжено рассмотрение дела Антимонопольной службы к Таможенной службе, запланировано на 12 марта с.г. По словам начальника управления финансовых рынков ФАС РФ Юлии Бондаревой, до 10 марта 2009 года ФТС должна представить дополнительную информацию, которая потребуется для рассмотрения дела, и 12 марта слушания будут продолжены. «ФАС предстоит квалифицировать нарушения и дать предписание по действиям ФТС», – сообщила «НГ» Юлия Бондарева.
Пока Антимонопольная служба и Высший арбитражный суд уступают друг другу право дать оценку законности действий таможенных органов, в параллельно протекающем арбитражном процессе 30 января с.г. Арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство «Таможенной карты», запретив Федеральной таможенной службе РФ препятствовать приему денег в бюджет РФ, уплачиваемых через платежную систему этой компании. По мнению суда, решение ФТС в одностороннем порядке расторгнуть договор с «Таможенной картой», заключенный еще в 2000 году, может нанести значительный ущерб участникам ВЭД, а также сократит объем и сроки поступления денег по уплате таможенных платежей в российский бюджет. То есть банковские карты, эмитированные банками – участниками платежной системы «Таможенная карта», должны приниматься на всех таможенных постах на всей территории России.
Тем не менее по ходатайству ФТС определение Арбитражного суда о вышеуказанных мерах было отменено. Видимо, своевременное поступление денег в бюджет РФ каким-то образом нарушает интересы Таможенной службы. На определение об отмене мер «Таможенной картой» подана апелляционная жалоба.
12 марта у ФАС РФ есть реальная возможность поставить точку в данном конфликте, а также подтвердить фактическими действиями решимость руководства России бороться с недобросовестной конкуренцией. Главное, чтобы основополагающим принципом стало верховенство закона, а не чиновничья солидарность.