Рамзан Кадыров снова показал себя главным миротворцем Чечни.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Президент Чечни Рамзан Кадыров в Грозном встретился с бывшими участниками незаконных вооруженных формирований, раскаявшимися эмиссарами лидеров бывшей Ичкерии, представителями духовенства и интеллигенции. Мероприятие, длившееся более четырех часов, транслировалось в прямом эфире ГТРК «Грозный», и, что примечательно, с помощью спутникового вещания картинка передавалась на страны Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Центральной Азии.
Рамзан Кадыров в очередной раз призвал бывших противников «простить друг друга ради мира в республике» и вновь предложил проживающим за рубежом сепаратистам вернуться в Чечню. Речь, кстати, опять зашла об Ахмеде Закаеве, правда, на этот раз с призывом о возвращении к проживающему в Лондоне бывшему идеологу Ичкерии обратился не президент Чечни, а известный чеченский актер, народный артист России Дагун Омаев: «Я не знаю, каким был воином Закаев, я не бегал с ним по горам. Но я играл с ним на одной сцене. Это талантливый актер. Если Закаев считает, что ему небезразлична судьба республики, его место здесь».
Рамзан Кадыров, впрочем, также не обошел данную тему стороной, подметив, что у него лично от возвращения Закаева только прибавится хлопот. Мол, придется заниматься решением многочисленных вопросов. «Но мне небезразлична судьба ни одного чеченца, – подчеркнул Кадыров. – Моя цель – собрать народ, достичь мира и согласия».
В зале, заметим, были не только «матерые» сепаратисты, но и молодые люди, только что покинувшие ряды боевиков. Рамзан Кадыров, заметив, что «возврата к временам Ичкерии нет» и что «выбор Чечни – единство с Россией», вынужден был признать: «Остающиеся в лесу боевики вовлекают в ряды НВФ несмышленую молодежь, юнцов». Тем, кто покинул ряды сепаратистов, президент Чечни привел в пример боевиков, вставших на путь исправления: «В этом зале находятся десятки бывших участников НВФ. Они вовремя опомнились. Мы не стали их убивать. Мы дали им возможность исправиться. Сегодня они имеют ордена Мужества и другие боевые награды России. Они командуют спецподразделениями, среди них и Герой России, подполковник милиции Магомед Даудов, которого мы взяли в плен, но не стали убивать. Меня упрекали, что я окружаю себя этими людьми. Но они служат честно России».
Прозвучало во время эфира и сенсационное заявление. Бывший соратник и духовный наставник Аслана Масхадова Аюб Хатаев сообщил, что президент Ичкерии в октябре 2004 года предлагал руководству России подписать соглашение о вхождении Ичкерии в состав РФ. Это соглашение, якобы разработанное Ахмедом Закаевым и одобренное Зелимханом Яндарбиевым и Шамилем Басаевым, предусматривало размещение в республике трех российских гарнизонов, охрану чеченцами границы с Грузией. Также предполагалось обучение боевиков в трех вузах МВД РФ для последующей службы в местной милиции. При этом, по словам Хатаева, авторы плана ставили условие, чтобы возглавлял республику Аслан Масхадов.
Еще один соратник Масхадова, бывший министр обороны Ичкерии, а ныне депутат парламента Чечни Магомед Хамбиев рассказал о том, как Борис Березовский щедро финансировал Шамиля Басаева, Мовлади Удугова и других лидеров НВФ. Березовский, по его словам, финансировал лидеров бандформирований под видом выплаты выкупа за освобождение заложников.
Кроме того, по словам Хамбиева, Березовский оплачивал телеканал «Кавказ», который был создан Удуговым для пропаганды ваххабизма. «В течение недели Удугов в эфире «Кавказа» демонстрировал убитых англичан, – сказал экс-министр обороны Ичкерии. – Это делалось целенаправленно, для того чтобы против чеченского народа настроить весь цивилизованный мир. Березовский, Удугов и Басаев прекрасно знали, что делают, и делали это осознанно». Зачем нужно было лидерам сепаратистов настраивать против чеченцев этот самый цивилизованный мир, депутат не пояснил.
Состоявшиеся в студии ВГТРК «Грозный» теледебаты преследовали, похоже, несколько целей. Во-первых, власти Чечни не оставляют надежды на возвращение проживающих за границей оппозиционеров на родину, чтобы расколоть так называемую ичкерийскую эмиграцию. Видимо, именно для этого была организована столь широкая международная трансляция мероприятия. И неудивительно, что Ахмеда Закаева, пользующегося в этой среде определенным авторитетом, так усиленно зовут домой.
Во-вторых, очевидно, что в Грозном крайне обеспокоены продолжающимся оттоком молодежи в горы. Пример бывших боевиков, вставших на путь исправления и сделавших хорошую карьеру в чеченских силовых структурах, должен убедить «несмышленую молодежь» выйти из подполья.
Правда, впечатление от прямого эфира оказалось несколько двойственным. Получилось, что главными виновниками последней войны в Чечне были вовсе не сепаратисты, провозгласившие джамаат от Черного до Каспийского моря, а Борис Березовский, финансировавший боевиков. В то время как Масхадов, Яндарбиев и Басаев ничего не имели против вхождения в состав России (разве что переименовав Чечню в Ичкерию) и даже собирались разместить на территории республики российские военные гарнизоны.