На авторынках Владивостока по-прежнему богатый выбор японских моделей.
Фото ИТАР-ТАСС
Бюро высшего совета «Единой России» решило выйти к правительству с инициативой создания на Дальнем Востоке трех автозаводов, которые будут производить автомобили и автобусы. В качестве партнеров единороссы рассматривают компании Toyota и Nissan. В партии власти полагают, что каждое предприятие может дать работу более тысячи человек, а стоимость подобных проектов – 200–550 млн. долл. Обязательное условие – правительственные гарантии режима благоприятствования. Председатель высшего совета партии Борис Грызлов назвал проект автопрома в регионе «народной темой».
Инициатива была выдвинута приморской Ассоциацией молодых предпринимателей, подхвачена региональным советом ЕР и усиленно лоббировалась первым заместителем руководителя фракции ЕР в Госдуме Владимиром Пехтиным. Так как с помощью запретительных пошлин на импортные автомобили пересадить дальневосточников на отечественные «Лады» не удалось, местных автолюбителей решили отвлечь от акций протеста иной затеей.
Во Владивостоке не первый год работает официальный дилер АвтоВАЗа ОАО «ДальЛада». Это и салон с новыми моделями, и автосервис. В прошлом году, по подсчетам отдела продаж, фирма продала 500 машин. Заметим, что до ввода новых пошлин на импортные авто через Владивостокскую таможню в месяц проходило 12–16 тыс. иномарок.
Если учесть, что, по официальным данным, в Приморье около 300 тыс. автомобилей, при таких темпах продаж для замены краевого автопарка потребуется не одна сотня лет.
Старые почитатели «Жигулей»
На вопрос, сколько машин продали нынче, в отделе продаж ОАО «ДальЛада» «НГ» уклончиво заметили: январь–февраль у всех провальные месяцы. Но заместитель гендиректора предприятия Юрий Ткачук оптимизма не теряет: «У нас своя ниша на рынке, свои клиенты, причем постоянные и повторяющиеся. Берут машины от самых простых до «Приоры», «Калины». Наш покупатель – чаще житель сельской местности, как правило, в пожилом возрасте. Госучреждения иногда покупают».
В демонстрационном салоне «ДальЛада» от предлагаемых моделей и сейчас не потеряться: продаются «Жигули» от 160 тыс. руб. (таких цен на местном рынке подержанных «японок» уже нет. – «НГ»). Современная Lada Priora стоит 336 тыс. руб. Продавец с гордостью сообщает: оборудована кондиционером, АБС, подушкой безопасности, электропакетом. Для приморского покупателя автоматическая коробка передач обычное дело, для «Лады» – дополнительная опция за 70 тыс. руб. На авторынке за такие же деньги продается Toyota Corolla 2004 года. Цены сопоставимы, качество – нет.
В ОАО «ДальЛада» уверяют, что машины во Владивостоке стоят так же, как в центре России: «Соглашение с железной дорогой действует, доставка в вагонах-сетках не отражается на цене. На машины дается гарантия два-три года в зависимости от модели. Любые запчасти доставляются экспресс-почтой в считанные дни. Можно сделать предварительный заказ на доставку автомобиля с дополнительными опциями и с желательным цветом кузова. Продаем машины и по автокредиту».
Но, несмотря на эти плюсы, Юрий Ткачук признает: даже после подскочивших пошлин на иномарки приморцы вряд ли ринутся скупать «Лады» и «Калины». Да и сам замгендиректора, кстати, водит «японку». Выбор второго человека в «ДальЛаде» по-человечески понятен, а вот про какое действующее соглашение он говорит, неясно даже экспертам. «Обещанные правительством нулевые тарифы на железнодорожные перевозки отечественных машин на Дальний Восток, субсидирование процентов по автокредитам – пока лишь на словах, нет конкретных документов, расписывающих механизм их реализации, – утверждает профессор кафедры мировой экономики Дальневосточного госуниверситета Тагир Хузиятов. – До сих пор неясно, все ли банки будут принимать участие в программе, на каких условиях будет выдаваться льготный автокредит и т.д. И по перевозкам есть только понимание – надо удешевить перевозку в регион, а механизм неизвестен».
Выиграть «Приору» и умереть от горя
Встретить во Владивостоке русскую машину – чудо. Только в глубинке еще дымит старенький вазовский продукт, доживая короткий век. Но у таких владельцев денег нет ни на новую «Ладу», ни на подержанную «японку». А между тем на самом крупном автомобильном рынке Приморья – «Зеленом углу» – от предложений глаза разбегаются. Цены в долларах прежние, в рублевом пересчете машины подорожали на 40%. По подсчетам заместителя председателя Общества защиты прав автомобилистов Приморья Константина Шатобы, даже сейчас покупатели вряд ли кинутся за отечественными, хотя и менее дорогими, машинами. Застопорившиеся из-за скачка цен «японки» все равно уйдут к середине весны. «Сколько бы ни убеждало нас правительство пересесть на русские машины – не получится, себе дороже, – рассуждает Константин Шатоба. – Даже если вообще запретят ездить на импортных авто, то уж лучше на автобусе – безопаснее, руль в руках не останется, не полетят на полной скорости тормоза. С точки зрения комфорта и безопасности российский автопром остался в 70-х годах прошлого века».
Вопросы о покупке «Лады» в Приморье, как и просьбы поразмышлять о перспективах отечественного автопрома на Дальневосточной земле, собеседники воспринимают как шутку. Опробовав корейские, сингапурские, американские авто, народ пришел к стойкому убеждению – японская автоиндустрия ушла на полвека вперед. Кстати, разговор с «НГ» Константин Шатоба начал с шутки, гуляющей среди автомобилистов: «Слышали: приморец выиграл у Якубовича в суперигре «Ладу» и скончался от ужаса на барабане». «Мы привыкли к качеству, даже если желанная модель подорожает, поднакопим денег и все равно лучше купим ее, нежели дешевую «Ладу», – рассуждает собеседник «НГ». – Под русскую машину владелец полезет уже после пяти тысяч километров пробега, в лучшем случае будет подкручивать тамблер и протягивать рычаги, под старушку «японку», привезенную со 100 тысячами километров пробега, владелец заглянет года через три, и то лишь поменять амортизаторы, истрепанные на русских дорогах. «Лады» – это заведомый брак, сходящий с конвейера. Содержание отечественного автомобиля в два раза дороже, а постоянный ремонт – убитое личное время».
В Приморье диагноз отечественному автопрому поставили еще 15 лет назад – АвтоТАЗ. Если человек привык к качественному товару, то заставить его пересесть на то, от чего он отказался, невозможно. Собеседники «НГ» с удовольствием вспоминали собственный опыт общения с русскими машинами: как выбрасывали без жалости «Жигули» и «Лады», для которых расстояние в 760 км от Владивостока до Хабаровска казалось непреодолимым, а руки после такой поездки не поднимались несколько дней. Люди привыкли к простоте обслуживания японского автомобиля, хорошему сервису на любой карман. Но психологический фактор в постановлениях правительства, увы, не учитывается.
«При существующей у нас системе проверок надежности импортных машин, усложненной системе осмотра, ориентированных на «японки», «Лады» даже техосмотр в ГИБДД не пройдут, – уверен директор Института менеджмента, экономики и бизнеса Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса профессор Александр Латки. – Не вижу ни одного аргумента в пользу пересаживания нации на наши машины, кроме спасения отечественного автопрома. Но по этой логике, нам надо строить алюминиевые суда, потому что в стране не реализовано несколько миллионов тонн алюминия». Эксперт уверен: в марте японские автомобили вновь хлынут в Россию, даже несмотря на новые пошлины. И наше правительство «в очередной раз сядет в лужу».
На улицах приморских городов трудно встретить машины российского производства. Фото ИТАР-ТАСС |
Чиновничьи автомобильные забавы
Теперь умы приморцев забавляет очередная инициатива партии власти: строительство трех автозаводов за Уралом – в Хабаровском, Алтайском и Приморском краях. В качестве довода единороссы вспомнили, что до кризиса о возможности создания автосборки на Дальнем Востоке заявляли ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Соллерс». Первое думало о создании в Комсомольске-на-Амуре сборки своих моделей и моделей альянса Renault-Nissan, который является партнером завода. Во втором говорили о сборке в регионе корейских внедорожников SsangYong.
Новую идею ЕР большинство местных аналитиков считают по меньшей мере абсурдной. «Нам надо ловить и перерабатывать рыбу, лес заготавливать и делать мебель, корабли строить, как Петр Первый. Автомобили россияне делать не умеют, и не надо смешить мир, – продолжает Александр Латкин. – Стоимость машины, собранной в Приморье из японских запчастей, будет в шесть раз дороже аналога, о качестве лучше помолчать. Беднеющему населению региона такие авто будут не по карману, а в Москве уже есть «японки» отечественной сборки. Чтобы дальневосточники начали покупать авто «мэйд ин Владивосток», понадобится ни один десяток лет пиара».
Владивосток