Рабочие завода «Форд» во Всеволожске борются за свои права при помощи забастовок.
Фото Reuters
Мировой кризис докатился до предприятий российского автопрома Ленинградской области и Петербурга. Надежды, которые местные власти возлагали на динамично развивающийся автомобильный кластер, тают не по дням, а по часам. Производство на сборочных предприятиях сокращается, а рабочие развивают забастовочную активность, склоняясь при этом к сотрудничеству с левыми оппозиционными силами.
Пионером протестной активности стал первый автозавод под иностранным брендом в Ленинградской области – «Форд» во Всеволожске. Еще в 2008 году здесь разжигал оппозиционные настроения профсоюз под предводительством Алексея Этманова. Забастовки с требованиями повышения зарплаты заканчивались остановками конвейера и судебными разбирательствами между профсоюзом и руководством предприятия.
Накатившийся кризис стимулировал протестную активность, так как над коллективом нависла реальная угроза сокращений.
14 февраля, в День всех влюбленных, рабочие автозаводов региона признались в нелюбви к своему руководству на митинге, который состоялся на площади Ленина в Санкт-Петербурге. В отличие от других акций профсоюзов, которые обычно дистанцируются от политических лозунгов, здесь ощущалась политическая подоплека. Рабочих пришли поддержать активисты КПРФ, РКРП–РПК, «Левого фронта», АКМ, «Армии воли народа», Федерации социалистической молодежи и других оппозиционных сил. В конце мероприятия митингующие установили чучело капиталиста и закидали его ботинками. Что примечательно, милиция в происходящее не вмешивалась. Складывалось впечатление, что сотрудники правоохранительных органов даже сочувствуют пролетариям.
Вслед за «Фордом» протестную активность развернул профсоюз петербургского предприятия General Motors (GM). Лидер заводского профсоюза Евгений Иванов стал широко известен благодаря нападению, совершенному на него в начале февраля. Активист отделался переломом носа и ушибами, но в качестве компенсации получил известность и поддержку коллектива. Сейчас профсоюз выступает против сокращения рабочей недели до трех дней и вытекающего из этого уменьшения заработной платы. До последнего момента завод работал в тестовом режиме, но рабочие получали полноценные оклады – в среднем 25 тыс. руб. Теперь предприятие приступает к полноценному производству, правда, в скромных объемах. И хотя машин будет выпускаться больше, чем в тестовом режиме, зарплата рабочих уменьшится. А это создает предпосылки к волнениям и забастовкам. «Нам обещают, что через полгода мы выйдем на полную рабочую неделю, и тогда нам будут платить. Но жить нам надо сейчас, детей кормить нужно сегодня, выплачивать кредиты нужно сейчас, – заявил Евгений Иванов. – Если нам не удастся добиться перехода к полной рабочей неделе, мы готовы выйти на пикет. Силы у нас для этого есть».
Первыми на сторону профсоюзов автомобильных предприятий встали коммунисты. По словам депутата петербургского парламента от КПРФ Владимира Федорова, экономические требования профсоюзов не противоречат политическим требованиям партии, поэтому сотрудничество более чем возможно. Вслед за коммунистами поддержку высказали лидеры местного «Яблока» и даже лимоновцы.
Тем временем положение автомобильного кластера в Петербурге продолжает ухудшаться. Эксперты, собравшиеся на ежегодную международную конференцию Autoinvest 2009, прогнозируют дальнейший спад производства новых автомобилей, а также рынка комплектующих. Сейчас комплектующие видятся промышленникам и экономистам своеобразной палочкой-выручалочкой для российского Детройта. Но если эта палочка не сработает, волнения среди рабочих будут нарастать.
Санкт-Петербург