В Красноярском крае отмечено резкое ухудшение качества продаваемого бензина. По словам губернатора Александра Хлопонина, сейчас на региональном рынке реализуется около 30% суррогатных нефтепродуктов. Парадокс заключается в том, что в крае работает единственный за Уралом нефтеперерабатывающий завод, который производит бензин стандарта Евро-3. Однако местные заправщики предпочитают покупать топливо более низкого качества, хотя оптовые цены на Евро-3 не выше. Основная часть продукции (около 85%) Ачинского НПЗ уходит в Московский и другие регионы европейской части России.
«По этому поводу к частникам есть серьезный разговор. Мы попробуем реализовать программу по переходу на Евро-3, – заявил Александр Хлопонин на совещании, которое прошло на Ачинском НПЗ. – Надо решить, хотим ли мы видеть на заправках разбавленный бензин либо качественное топливо, произведенное на современных предприятиях».
В Красноярском крае предлагают и другие рецепты борьбы с продавцами бензинового суррогата. Недавно по инициативе депутата Законодательного собрания края Владислава Зырянова была проведена серия проверок на красноярских автозаправках. Они только подтвердили, что многие автовладельцы на берегах Енисея серьезно рискуют работоспособностью автомобилей, заправляясь на местных АЗС. «Существует ряд проблем в вопросе ГСМ, одна из них – отсутствие центра, который контролировал бы качество топлива. В 2004 году подобная структура была ликвидирована, и сегодня производители могут чувствовать себя безнаказанно», – констатирует Владислав Зырянов.
Сегодня в огромном Красноярском крае только пять человек могут проверять АЗС. При этом максимальный штраф для предприятия, продавшего некачественный бензин, составляет всего 50 тыс. руб. Есть и другие проблемы. «Законодательство не дает возможности развивать эту тему. С 1 июля 2009 года Ростехнадзор имеет право проверять субъект предпринимательства только один раз в три года», – отмечает заместитель начальника красноярского отдела госнадзора Сибирского межрегионального территориального управления Ростехнадзора Надежда Боос. В 2008 году на проверку АЗС было выделено всего 200 тыс. руб. Существует и проблема взятия проб нефтепродуктов и их доставки в лабораторию, так как необходимое оборудование есть только в Красноярске.
Зырянов считает, что одним из способов борьбы с некачественным топливом является организация своеобразного ликбеза для автовладельцев. Он предлагает издать брошюры с детальным описанием прав и практических действий автомобилистов в случае приобретения некачественных нефтепродуктов, а также организовать горячую линию, на которой аккумулировалась бы вся информация об АЗС, продающих суррогат. Депутат также считает, что необходимо организовать ассоциацию честных заправщиков и ввести добровольную сертификацию. Но очевидно, что кардинально эту проблему можно решить только на федеральном уровне. Красноярские борцы за качественное топливо надеются, что правительство и Госдума ужесточат наказание для недобросовестных продавцов и восстановят систему госконтроля за качеством нефтепродуктов.
Красноярск