Строительство в Приморье уже начато, а вот ясности с его финансированием пока нет.
Фото автора
Вчера во Владивосток с рабочим визитом прибыл замминистра регионального развития РФ Николай Ашлапов. Из аэропорта он отправился на Артемовский гидроузел, затем осмотрел строящийся военный городок. 16 февраля Приморье ждет вице-премьера Игоря Шувалова. Федеральный чиновник прилетит выяснять, как местные власти борются с финансовым кризисом, а также проверит строительство объектов к саммиту АТЭС-2012.
Эксперты предполагают, что ответственным за стройку чиновникам придется несладко: приостановлено строительство тоннеля в районе фуникулера, который является важнейшим звеном при строительстве моста через бухту Золотой Рог. Причина остановки работ банальна – строители не успели провести дренажные работы, а из-за этого водоотводящая система оказалась не готова к теплой зиме и тоннель затопило. Но и это еще не все: в Дальневосточной дирекции Росстроя предложат Шувалову в два раза сократить количество объектов, которые планируется построить к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. «Надо признать: все то, что было запланировано в рамках подготовки Владивостока к саммиту, не будет построено, – доложил на экспертном совете первый заместитель гендиректора ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Виктор Мясник. – Бюджет придется сокращать. Возникает вопрос: стоит ли проектировать те или иные объекты, тратить на это дополнительные финансовые средства?»
Один из главных смотрителей стройки полагает, что оптимальный вариант – это перераспределение бюджета, чтобы хватило на строительство пяти-шести объектов (запланированы строительство и реконструкция 35 объектов. ) «Единственная проблема – согласовать процесс перекройки финансирования с первыми лицами государства», – заметил Виктор Мясник.
Между тем краевая власть собиралась уже в нынешнем году начать серьезное строительство. На днях была утверждена линия дороги между мостом через бухту Золотой Рог и мостом на остров, предварительно запроектирована трасса через Де-Фриз на Русский, по которой от аэропорта до острова можно доехать за 40 минут. Заканчиваются работы по проектированию нового аэропорта, взлетно-посадочных полос, очистных сооружений во Владивостоке и т.д. «Не скрою, мы работаем над снижением стоимости объектов, потому что кризис дает знать и хочется снизить затраты», – признал губернатор Приморья Сергей Дарькин.
В прошлом году благодаря подготовке к саммиту край получил 22 млрд. руб. дотаций из федерального бюджета. В нынешнем краевая власть планирует пополнить бюджет еще на 62 млрд. руб. «На протяжении нескольких лет федеральный бюджет будет ежегодно инвестировать в Приморье сумму, равную примерно одному нашему бюджету, – восхищается Сергей Дарькин. – Мы сможем построить новые очистные сооружения, канализацию, полигон твердых бытовых отходов и другие объекты». По мнению главы края, сегодня в Приморье создается мощный задел на будущее, в то же время у региона есть подушка безопасности на 2009 год – масштабные и дорогостоящие проекты, такие как стройки АТЭС, газопровод, нефтяные производства.
Решить проблему наступающей на пятки безработицы краевая власть планирует, отправив сокращенных и уволенных приморцев, среди которых несколько десятков тысяч автодилеров, на многочисленные стройки АТЭС. «На стройки АТЭС? На мост на Русский? – убавляет оптимизма социолог Дмитрий Саначев. – Это единственная стройка, которая работает сегодня, остального я не видел. Дороги строить? Как там общественные работы оплачиваются и можно ли на эти деньги прожить? Хотя бы на одном хлебе?» Эксперт вспоминает, что изначально, когда заговорили о программе развития Дальнего Востока и Забайкалья, ставилась задача – мощное развитие инфраструктуры региона и задействование его ресурсов. Получилась перевалочная база для ресурсов, которые гонят за рубеж. Ресурсы в цене вдвое упали, и это не предел. Из-за кризиса ничего не производится и ресурсы не потребляются.
Сергей Дарькин полон оптимизма в отношении строек саммита. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Неприятности свалились на «стройки века» в одночасье. Помимо захлебывающегося тоннеля проблемы начались и на втором объекте. Минобороны РФ из-за некорректно оформленных документов, подписав отказную от земель на острове, оказывается, не учло важные территории, на которых ведется строительство. А тут еще и Росприроднадзор заявил, что может в суде потребовать остановки строительства моста, если генподрядчик не выполнит предписания об устранении экологических недочетов. Осенью прошлого года Ростехнадзор и Росприроднадзор нашли тут три десятка нарушений. Работы велись с отступлением от проекта, прошедшего государственную экологическую экспертизу. «Наши требования не изменились – проект должен соответствовать госэкспертизе, – категоричен заместитель руководителя Росприроднадзора Алексей Акулов. – Понимаем важность строительства, но непозволительно делать это в ущерб законодательству и окружающей среде».
Строители НПО «Мостовик» вместо насыпных островков под пилоны будущего моста насыпали дамбу. Дамба, перегородив пролив, по мнению экологов, может наделать немыслимых бед. А в качестве основания принятого решения подрядчик взял выводы государственной независимой экспертизы, сделанной для другого, отвергнутого экспертами проекта (см. «НГ» от 17.09.08). Получается, подсунули подлинный документ под другой проект, тут и для Генпрокуратуры работа нашлась бы. Впрочем, сейчас эксперты менее категоричны. «Стройку не закроют, все понимают ее важность, – успокаивает «НГ» главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, заслуженных эколог РФ Борис Преображенский. – Нарушение было зафиксировано, проведено исследование, ведется новая оценка воздействия объекта на окружающую среду. Скоро документ вступит в силу, а после экспертизы работы пойдут в рамках нового проекта. Против него возражений нет».
Но если на претензии Росприроднадзора у мостостроителей и дирекции Росстроя есть контраргументы, то с зачастившими на стройки высокими проверяющими разговор, похоже, будет серьезный. К тому же в круг злоключений вмешалась даже мистика. На днях пропал заместитель главного инженера компании «СК «Мост-Восток» Вячеслав Полянских. «Мост-Восток», заметим, это субподрядная организация по строительству моста на остров. Неделю Полянских не появляется на работе, а в вагончике, где жил, обнаружена записка, в которой пропавший просит прощения у родных.
Владивосток