Владимиру Городецкому на выборах нужно набрать 65% голосов избирателей.
Фото ИТАР-ТАСС
Явку на выборы мэра Новосибирска будут поднимать не административными мерами, а экономическими. В городе появилась реклама дисконтной карты «Добрая карта», которую можно будет получить в день выборов, видимо, прямо на избирательных участках. Карта предусматривает существенные скидки на целые группы товаров в ряде торговых сетей. Декларируется, что организаторами акции выступил бизнес. Эксперты видят за этим руку «Единой России», заинтересованной в хороших показателях претендующего на новый срок мэра Владимира Городецкого.
Как уже сообщала «НГ» (см. номер от 12.01.09), новосибирским единороссам позарез нужно, чтобы Владимир Городецкий набрал 65% голосов. Именно такая цифра была указана федеральным руководством «Единой России».
«Повышение явки может привести к улучшению показателей действующего мэра», – отметил в разговоре с «НГ» новосибирский политолог Владимир Леонтьев.
Идея «Доброй карты» была озвучена на первом заседании «Общественного антикризисного комитета», в который вошли представители власти, бизнеса и ряда общественных организаций. Наблюдатели шутят, что, может быть, только для воплощения в жизнь идеи «Доброй карты» эта организация и появилась на свет. Предполагается, что будет выпущено пять разновидностей дисконтных карт, дающих скидки на разные виды продукции – на продовольственные товары, парфюмерию и косметику, лекарства, бензин, билеты в кино и т.д. Размеры скидок весьма существенны – от 12 до 20%. В избиркоме утверждают, что «Добрая карта» – не более чем рекламная акция ряда коммерческих структур и запретить ее невозможно.
«Еще несколько лет назад такие акции считались подкупом избирателей, но теперь отношение к ним изменилось, – сказал «НГ» политолог Дмитрий Пучкин. – Все это очень сомнительно с правовой точки зрения, и в цивилизованных странах такие вещи представить себе невозможно». Он также сомневается в действенности подобных акций: «В городе, где все связано с одним или несколькими предприятиями, видимо, можно поднять явку с помощью скидок. Но кризис по Новосибирску в полной мере еще не ударил».
А вот Владимир Леонтьев считает, что акция «Добрая карта» способна поднять явку процентов на 15. «Эта традиция идет еще с советских времен, когда на избирательных участках шла торговля дефицитными товарами», – добавил он.
Один из руководителей обкома КПРФ, депутат горсовета Ренат Сулейманов полагает, что акция «Добрая карта» одинаково выгодна и ритейлерам, и властям. «Это эффективный способ привлечения новых покупателей в конкретные магазины и заведения, а для властей – хороший способ поднять явку, которая ожидается низкой из-за отсутствия какой-либо серьезной борьбы», – пояснил он. В то же время Ренат Сулейманов добавляет, что это «суррогатные формы повышения явки» и «что они противоречат общим принципам добровольности волеизъявления избирателей».
Новосибирск