Рыбаки Приморья столкнулись с проблемами, вызванными вступлением в силу новых правил таможенного оформления рыбопромысловых грузов в российских портах. Как оказалось, к работе по измененному законодательству готовы не все ведомства, а стремление Роскомрыболовства РФ оставить больше рыбных ресурсов на отечественном рынке поддерживают не все. Первые немногочисленные суда стали заходить во Владивосток и оформляться по новым правилам лишь к середине января. По мнению Роскомрыболовства, впредь все больше рыбы будет идти на внутренний рынок.
Рыбу на российский берег пытаются «вытащить» не один год и всеми возможными способами. С 1 января вступили в действие новые правила таможенного оформления рыбопромысловых грузов в российских портах. С 2009 года российские рыбаки всю рыбопродукцию, выловленную в исключительной экономической зоне, должны оформить в порту, заплатить пошлину, а потом уже отправлять на экспорт. При этом зона ответственности таможни расширяется с 12-мильной до 200-мильной. Рыбодобывающим компаниям, которые будут поставлять рыбу и рыбопродукцию на внутренний рынок, а не за границу, обещают, что они заплатят всего 10% от ставки за пользование биоресурсами. Кроме того, такие рыбаки будут получать государственные субсидии на топливо. Правительство таким способом намерено стимулировать загрузку мощностей российских портов и отечественную рыбопереработку.
Схема, разработанная рыбным ведомством страны, понятна и логична, но рыбаки находят в документе массу противоречий. Работавшая прежде система, когда рыба продавалась прямо с судов, по понятным причинам, больше устраивала компании. По мнению президента рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, одними запретами мало чего добьешься, государство должно в первую очередь заинтересовать рыбаков, сделать так, чтобы им было выгоднее реализовать улов в своей стране.
Однако вступивший в действие закон не стыкуется с другими документами. К примеру, постановление правительства об оформлении рыбопромысловых судов не предусматривает работу на борту сотрудников Россельхознадзора, а Таможенный кодекс РФ гласит, что рыбу на экспорт не вывезти из страны без сертификата этого ведомства. Рыбаки видят в этом замкнутый круг. «Надо отдать все функции в распоряжение Федерального агентства по рыболовству, предусмотреть трехчасовое таможенное оформление в порту и беспрепятственный вывоз рыбопродукции и только потом ждать изменений», – полагает Георгий Мартынов.
И это не все проявившиеся сложности. Рыбаки уверены, что пропускная способность Дальневосточной таможни в ее нынешнем состоянии ставит под сомнение успешное введение обязательного декларирования рыбопродукции в портах региона. По мнению же начальника ДВТУ генерал-майора Игоря Власенко, на большинстве региональных пунктов пропуска, через которые перемещается рыбопродукция, материально-техническая база устарела. Изношенность и нехватка погрузо-разгрузочной техники приводят к тому, что морские порты не способны использовать даже имеющиеся причалы для обработки судов, что срывает график и очередность оформления судов, затягивая сроки их погрузки и выгрузки. Проблемой остается и не утвержденный законодательно статус морских портов и их администраций. Это вносит несогласованность в действия контролирующих и государственных органов при оформлении рыбопромысловых судов.
По данным Пограничного управления ФСБ по Приморью, сейчас перевалка рыбопродукции, поступающей из районов промысла, происходит в четырех точках: Владивостокском и Находкинском морских рыбных портах, морском порту в бухте Троица, и в ООО «ДальРыбПорт». В 2007 году грузооборот морских рыбных портов в крае составил более 450 тыс. тонн. По подсчетам предприятий, занимающихся перевалкой рыбы, они способны переработать в год до 1,5 млн. тонн и обеспечить хранение более 170 тыс. тонн рыбопродукции на причалах и в холодильниках на берегу.
Создатели нового закона полагают, что благодаря ему поставки рыбы в порты России увеличатся на четверть, появятся новые рабочие места в сфере перевалки, переработки, транспортировки и торговли. Однако специалисты департамента администрации Приморья полагают, что, учитывая сложившийся рынок рыбопродукции, значительного увеличения объемов поставок на внутренний рынок и выгрузки рыбопродукции в портах ждать не стоит. В 2007 году улов приморских рыбаков составил 700 тыс. тонн, из нее произведено 560 тыс. тонн рыбопродукции. Более половины улова ушло на экспорт, минуя берег. За 9 месяцев 2008 года доля экспорта из исключительной экономической зоны составила 68%.
Специалисты предупреждают: в немедленном стремлении накормить всех морепродукцией и выгрузить весь улов на берег надо быть осторожными. Российский берег должен взять столько рыбы, сколько может ее переработать и съесть.