Водители фур грозят парализовать движение автомобилей в краевом центре.
Фото ИТАР-ТАСС
Во Владивостоке назревает очередной социальный конфликт. Принятое гордумой положение, ограничивающее движение большегрузных машин, вызвало небывалый протест транспортных компаний, портовиков и производителей. В ответ они обещают остановить перевозку, а попавшие под запрет длинномеры оставить в знак протеста на обочинах дорог, что парализует движение в городе. В профсоюз транспортных перевозчиков поступило более 40 обращений.
Положение формально начало действовать с 11 января, но в городское управление ГИБДД приказ разворачивать большегрузы еще не поступил. Если на документ не будет наложено вето мэра Игоря Пушкарева, в дневные часы автофурам длиной более 15 метров и весом более 8 тонн запрещено будет появляться на центральных улицах Владивостока.
Депутаты конечно же руководствовались благими намерениями. Изменение графика движения, перераспределение и оптимизация потока машин, по их мнению, приведут к повышению безопасности движения, уменьшению пробок, сохранению дорожного покрытия и улучшению экологической ситуации.
По оценке же портовиков, транспортных компаний и местных производителей, решение это необдуманное и несвоевременное, оно негативно скажется на экономике края и работе градообразующих предприятий – морского и рыбного портов, перевозчиков и, главное, кармане жителей. Ограничение движения большегрузов неизбежно приведет к потерям компаний, которые они компенсируют за счет повышения стоимости транспортировки, что приведет к удорожанию товаров.
В координационном совете «Владивостокский транспортный узел» считают, что запретительные меры грозят вдвое снизить объем грузопереработки и поднимут стоимость товаров до 20%. Во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП) сейчас 40% обрабатываемых грузов перевозится на большегрузных машинах. «Порт – крупнейший налогоплательщик в крае, легко прикинуть, во сколько раз снизится доходность предприятия и налогоотчисления, – рассуждает заместитель гендиректора ОАО «ВМТП» Вячеслав Екимцов. – Уверен, что депутаты еще не осознали последствия запрета на движение длинномеров в дневные часы».
«Сейчас суда разгружаются круглые сутки, на одно судно уходит 12–18 часов. Если большегрузы будут работать лишь по ночам, неминуем затор на контейнерном терминале и двукратное увеличение времени выгрузки, – подсчитывает для «НГ» руководитель направления терминального развития по Дальневосточному региону транспортной группы «ФЕСКО» Алексей Михайлов. – Простой одного судна в сутки в зависимости от его вместимости обходится от 5 до 15 тысяч долларов. Из-за возникших проблем судовладельцы уйдут в другие порты – Находку, Восточный и т.д. А это чревато налоговыми потерями для города».
Не менее грустные прогнозы и у рыбаков. В год через порты Владивостока перегружается более 600 тыс. тонн рыбопродукции, идущей на внутренний рынок. Часть ее перевозится большегрузами в соседние регионы. В день в среднем портовики перегружают на длинномеры 1,5 тыс. тонн. По мнению президента Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгия Мартынова, если постановление заработает, оно вызовет не только недовольство рыбаков, портовиков и транспортников, но и населения. «Перегруз тонны рыбы с судна на большегрузы стоит около 800 рублей. Сейчас этот процесс беспрерывный, перегруз идет с борта на автофуру. Но если машина вовремя не подойдет, то груз выкладывается на берег. Сутки хранения в холодильнике – 18 рублей с тонны. Потом вновь перегруз с холодильника на машину, – рассуждает Георгий Мартынов. – Не надо быть мудрецом, чтобы догадаться, на кого лягут двойные грузовые и т.д.».
Под удар попадут и местные производители, вынужденные переводить на ночные рабочие смены некоторые звенья производства. Увеличится срок доставки продукции в другие регионы, что скажется на объемах продаж.
К перечисленным бедам транспортники добавляют свои. Ведь большегрузам разрешено ездить только ночью и только по трем маршрутам. Это ставит под вопрос существование в городе сотен предприятий, транспортных баз и производств, к которым длинномерам запрещено подъезжать. Руководитель ИП «Грузовой альянс» Вадим Дронов полагает, что если один большегруз на 25 тонн заменить пятью мелкими машинами, то такой автопоезд еще больше загромоздит улицы.
В мэрии признают, что принятый правовой акт до конца не проработан. «Постановление противоречит двум федеральным законам, – говорит заместитель мэра Владивостока Александр Зубрицкий. – Ограничение движения по дорогам или прекращение движения относится не к полномочиям органов местного самоуправления, а к компетенции субъекта РФ и органов госвласти».
Представители заинтересованных в отмене постановления компаний и лояльные к их интересам депутаты гордумы уже собрались за круглым столом и подписали обращение в прокуратуру, гордуму, мэру Владивостока, губернатору Приморья Сергею Дарькину и спикеру Госдумы Борису Грызлову. Приглашенный на совет депутат ГД от Приморья Руслан Кондратов напомнил, что край и без того переживает нелегкие времена, сильно недовольство от повышения пошлин на иномарки, и игнорирование этой проблемы грозит вылиться в новый виток потрясений. Депутаты пообещали подумать над принятым решением.
Заметим, что с учетом начавшихся во Владивостоке строек саммита АТЭС-2012 в городе резко возрос грузопоток, в том числе благодаря большегрузам. Так что есть шанс, что депутаты отменят свое решение по крайней мере до 2012 года. Другое дело, что совершенно не понятно – почему обо всем этом нельзя было подумать раньше.
Владивосток