Велосипед изобретать всегда трудно и чаще всего бессмысленно. Но только не на телевидении, которое, несмотря на кажущееся разнообразие форматов, по сути своей консервативно. Новости, кино, развлекательные программы составляют основу любого канала. А вот смысловое наполнение и должно убедить зрителя, почему именно эти новости, это кино и эти развлекательные программы ему необходимы.
Особенно беспощадной «битва творческих умов» становится в новогоднюю ночь, хотя именно в это время изобретение телевелосипеда почти невозможно. Бесконечные вариации голубых огоньков, одни и те же песни, одни и те же лица и шутки – и совершенно незачем переключать программы. На этом фоне наиболее выигрышную позицию занял тот, кто смог отрешиться от привычных новогодних блесток и предложить принципиально иное, как это сделал Пятый канал. Любимое кино нон-стоп и культовые перестроечные передачи не замедлили сказаться на зрительском интересе.
Такой подход к праздничному вещанию – не случайность. Пожалуй, этот ход вполне укладывается в набор изменений на Пятом, который зрители могли наблюдать в течение последних пяти месяцев. Хорошее кино, профессиональные новости, умная документалистика, повторы знаковых программ перестроечных лет. Одним словом, умное телевидение для тех, кто любит не только развлекаться. А зритель и не сопротивляется, признавая такой, в общем-то, необычный по нынешним временам курс на интеллектуализацию телевизионного продукта.
На думающего зрителя ориентировано практически все вещание. Утреннее с недавних пор отличается от всего того, что идет на других федеральных каналах. Тележурнал с беспристрастным изложением событий в политике, экономике и культуре сопряжен с живым разговором с экспертами, обеспечивающими комментарийную часть. И в качестве гостей – не модные персонажи, а знающие. Примерно та же картина – и в вечерних новостях, особенностью которых является более широкий охват тем, нежели у конкурентов.
Довольно рискованный и необычный шаг – отказ от сериалов. Вместо мыльных опер зрителю предлагается большой блок документалистики из семи линеек и авторские программы. Фильмы о Сергее Довлатове, Алексее Хвостенко, лента Сергея Шнурова «Прохладная война», цикл передач «Живая история» Льва Лурье, «Встречи на Моховой» Андрея Урганта, «Личные вещи» Андрея Максимова – все это «новоприобретения» Пятого канала.
Но канал успешно пользуется и архивным продуктом. Программы, которые волновали тех, кому сейчас за тридцать пять, – «Музыкальный ринг», «Пятое колесо», «Телекурьер», – сегодня воспринимаются ими с особой нежностью и ностальгией.
Именно на эту думающую возрастную аудиторию сделана ставка и при подборе кинолент. На Пятом практически невозможно встретить сиюминутного киномусора. Кстати, с этого года вступают в силу эксклюзивные права Пятого канала на Золотую коллекцию Ленфильма.
Правда, на этом фоне каналу несколько не хватает премьерного продукта, как не хватает его на телерынке в целом. Но питерское телевидение всегда было особенным и не боялось меняться. В конце восьмидесятых ленинградский «эксперимент» задал тон всему перестроечному телевидению. И не исключено, что на исходе нулевых борьба с клиповым мышлением и ставка на умное ТВ станет своего рода модой. И не только Пятый канал станет другим телевидением.