В Нижнем Новгороде власти говорят о необходимости строительства крематория еще с начала 90-х годов, но никак не могут его построить. Когда восемь лет назад местные кладбища оказались переполненными и в городе стало уже негде хоронить умерших, мэрия выделила землю под строительство крематория, но у проекта появился принципиальный и авторитетный противник – тогдашний глава Нижегородской епархии митрополит Николай. В результате городские власти предпочли с епархией не спорить и временно решать проблему, выкупая дополнительные земли под кладбища.
Но теперь за похоронное дело взялся губернатор Валерий Шанцев. С 1 января 2009 года вступает в силу новый закон «О погребении и похоронном деле в Нижегородской области», который передает контроль над похоронным бизнесом на региональный уровень. Интерес губернатора к похоронному делу не случаен, поскольку этот бизнес в регионе не только социально значим, но также является одним из динамично развивающихся. По данным областного правительства, его официальный оборот ежегодно растет на 98,2%, и в прошлом году составил 243 млн. руб. О масштабах неофициального оборота косвенно свидетельствуют суды «против кладбищенской мафии», прошедшие в последние годы.
Так что сейчас уже областное правительство заявило о намерении построить крематорий в Нижнем Новгороде. На прошлой неделе инвестиционный совет при губернаторе одобрил такой проект стоимостью 300 млн. руб. Крематорий должен начать работать в Нижнем Новгороде в 2012 году. По оценкам региональных властей, ситуация с местами на кладбищах в областном центре зайдет в тупик через два-три года.
Однако против строительства крематория высказались теперь уже представители ислама. Председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз-хазрат Закиров на официальном сайте ДУМНО выступил с заявлением: «Согласно исламскому вероучению, сжигать тела людей – это большой грех. И та причина, что в области не хватает земли для кладбищ, не может служить этому оправданием». Правда, Закиров также отметил, что, по Корану, «мусульманам не следует превращать всю землю в кладбище». Поэтому в исламских государствах одна и та же могила используется многократно. «По прошествии определенного времени, когда тело умершего превратилось в прах, в эту же могилу хоронят его близкого родственника. В этом нет греха», – заявил председатель ДУМНО.
Впрочем, подобные захоронения в старые могилы официально практикуются сегодня и в Нижнем Новгороде, но этот способ при нынешней смертности проблемы с кладбищами не решает. Сегодня в городе умирают около 70 человек в день.
Нынешний архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий еще ранее заявлял, что не будет препятствовать строительству крематория, хотя сжигание тел чуждо христианской традиции и он не поддерживает такой способ захоронения усопших. «Важно, чтобы у людей была возможность хоронить своих близких по христианскому обряду», – считает владыка. Похожей точки зрения придерживается и председатель еврейской общины Эдуард Чапрак: хотя кремирование противоречит религиозным канонам, представители конфессий не могут «идти против прогресса» и противодействовать строительству.
Впрочем, отнюдь не вера и не религиозные предпочтения могут стать определяющими при выборе нижегородцами способа захоронения их близких, а уровень их дохода. Правительство Нижегородской области уже заявило, что кремирование станет малобюджетным вариантом похорон, поскольку примерно вдвое сократит стоимость последних проводов.
Нижний Новгород