Валерию Шанцеву хватило девяти месяцев, чтобы признать пропажу главы района.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
В марте руководитель Кулебакского района Нижегородской области Николай Рябыкин ушел в отпуск и больше не появлялся. Лишь на минувшей неделе информацию о таинственном исчезновении районного начальника обнародовала пресс-служба регионального правительства, после чего новость вышла за пределы Кулебак и Нижегородского кремля, перестав быть секретом.
Как оказалось, в течение девяти месяцев областные власти пробовали разыскать пропавшего районного начальника. «Официальные запросы о местонахождении главы МСУ Кулебакского района по месту жительства и месту работы не дали результатов», – сообщает пресс-служба регионального правительства. Рябыкин, правда, периодически сам напоминал руководству области о своем существовании.
В адрес регионального правительства пришло несколько писем за его подписью с просьбой продлить отпуск для продолжения лечения. Свое местонахождение адресат при этом не указал. Никаких больничных по месту своей работы он также не представил.
Пропавший Николай Рябыкин три года назад выиграл в районе общенародные выборы при поддержке «Единой России». А до этого возглавлял одно из градообразующих предприятий района – Кулебакский металлургический завод (консолидированный теперь в ОАО «Русполимет»). Тогда при его активном участии на заводе произошла смена собственника, ознаменовавшаяся судами и скандалами. Прежний хозяин завода НПО «Авиатехнология» заявил, что акции выбыли из его владения помимо его воли, и инициировал судебную тяжбу по их возврату. Правоохранительные органы Москвы начали также и уголовное расследование этой истории. Год назад следственное управление УВД Юго-Восточного административного округа столицы при поддержке бойцов СОБРа, вооруженных автоматами, провело масштабный обыск в центральном офисе «Русполимета», изъяв документы. Не исключено, что затянувшийся отпуск Рябыкина связан именно с этой конфликтной историей.
К слову, одним из новых владельцев «Русполимета» стал Виктор Клочай, теперь вице-губернатор Нижегородской области (перейдя на госслужбу, он отдал свои акции в управление).
Пока в отсутствие легитимной исполнительной власти Кулебаками руководит первый заместитель главы района Людмила Узякова. Местное Земское собрание дважды обсуждало ситуацию с исчезновением Рябыкина, но решения так и не приняло. «Земское собрание вообще не правомочно тут что-то решать, – рассказал «НГ» его председатель Леонид Смирнов. – Образовался правовой вакуум, и не понятно, как разрешить эту ситуацию».
В таком же вакууме оказалось, судя по всему, и региональное правительство. «По действующему законодательству губернатор Нижегородской области не вправе досрочно прекращать полномочия избранного главы по данным основаниям, – констатирует его пресс-служба. – Подобных прецедентов в практике Нижегородской области не было. Вопрос о дальнейшем статусе главы местного самоуправления Кулебакского района будет решаться правовыми методами».
Судя по всему, чтобы вернуть легитимность местной власти, областному руководству придется апеллировать к суду. По закону губернатор может отправить главу МСУ в отставку, если тот совершит признанные судом противозаконные действия. Также только суд может назвать районного начальника «безвестно отсутствующим», и тогда его полномочия автоматически будут прекращены досрочно.
«Как сказал Лао-Цзы, лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он есть. Вот и Рябыкин отсутствует, никто его не спохватывается, а дела идут своим чередом, – прокомментировал этот нонсенс политолог Сергей Кочеров. – На самом же деле могу предположить, что от присутствия Рябыкина в районе мало что зависело. Что же касается областной власти, то ее длительное молчание не кажется мне удивительным. Ей не нужны избранные главы муниципалитетов. Если таинственным образом куда-то улетел бы, например, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, руководство области, думаю, постаралось бы не заметить его отсутствие и также не стало бы спешить с проведением новых выборов».
Нижний Новгород