Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление правительства о повышении пошлин на ввоз в страну иностранных автомобилей. Повышаются импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили. Возраст, после которого машина считается подержанной, снижен с 7 до 5 лет. Новые ставки вводятся на 9 месяцев. На такой же срок 14 ноября были введены и новые таможенные ставки на автомобильные кузова. Эти два документа подписали приговор «градообразующей» отрасли Приморья.
Частному автобизнесу, до последнего надеявшемуся, что гроза минует, нанесен нокаут. Активисты Общества защиты прав автомобилистов Приморья готовят иск правительству РФ.
Источник во Владивостокской таможне подсчитал для «НГ», как изменится таможенная пошлина, к примеру, на одну из популярных у среднего класса моделей японских машин – «Тойота Королла» 2003 года выпуска. Сейчас пошлина составляет 91 тыс. руб., после нововведения, в доход государства за такую же машину придется заплатить 150 тыс. руб. «Я понимаю тех, кто разрабатывает подобные решения – они хотят пополнить доходную часть бюджета, – прокомментировал новость спикер Законодательного собрания Приморья Виктор Горчаков. – Но мы смотрим на это с точки зрения людей, которые здесь живут. Это источник существования значительной части дальневосточников. Считаю, нет оснований без нужды создавать людям более сложные условия жизни и обижать их».
По подсчетам лидера Общества защиты автомобилистов Приморья Дмитрия Пенязя, только во Владивостоке около 100 тысяч человек заняты в автомобильном бизнесе. «После по сути запрета «конструкторов» без работы остались 15 тыс. человек. Сейчас новый удар. Из-за кризиса во многих компаниях и на предприятиях и так начались сокращения, а с этими решениями безработных станет еще больше», – полагает Дмитрий Пенязь.
В Приморье 64% предприятий различной формы собственности завязаны на «работу с автомобилями», привозимыми из Японии и Кореи. Эксперты прогнозируют, что повышение таможенных пошлин на иномарки больно ударит и по карману обывателя, и по другим отраслям. «Автомобильный рынок Приморья и без того переживает черный день. Продажи на рынке поддержанных машин из Японии и Кореи упали наполовину. Сказалась низкая покупательская способность населения, рост доллара и повышение банками кредитных ставок. Ужесточилась и процедура выдачи автокредитов», – рассуждает экономист, профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Владимир Созинов. С экспертом согласен и один из лидеров автомобильного движения Приморья Константин Шатоба: «Автомобильный бизнес – это не только «Зеленый угол» (самый крупный в Приморье авто-базар. – «НГ»), пострадают судоходные компании, Владивостокский морской торговый порт, железнодорожники, экспедиторские компании, сервисные предприятия, и даже сеть закусочных, разросшаяся вдоль дорог от Владивостока до Сибири. По нашим подсчетам, после нововведений от автобизнеса останется не более 20%».
Сейчас Приморье кипит слухами. Дескать, на днях Госдума рассмотрит законопроект депутатов-единороссов Олега Морозова и Николая Гончара о поправках в закон «О безопасности дорожного движения», предполагающих разработку технического регламента, который может и вовсе запретить ввоз в Россию автомобилей с правым рулём. Как сообщили в отделе прессы и информации Законодательного собрания, парламентарии Приморья готовят обращение в правительство РФ и Госдуму. На днях край присоединится к Всероссийской акции протеста автомобилистов. Даже несмотря на то, что организаторы пикета не получили от мэрии разрешения на проезд колонны по Владивостоку. Автомобилисты соберутся сначала на пикет на Корабельной набережной, а потом отправятся в соседний город Артем, где обсудят план действий и подпишутся под обращением к президенту Дмитрию Медведеву и в Генпрокуратуру РФ с требованием проверить законность законодательных инициатив по ограничению ввоза автомашин с правым рулем.
Как сообщил вчера «НГ» Константин Шатоба, активисты Общества защиты автомобилистов Приморья, почувствовав давление местной власти, решили пойти иным путем, нежели пикеты и митинги, которые все равно Москва не слышит. «Будем подавать судебный иск, опротестовывать постановление о повышение таможенных тарифов на ввозимые автомобили. Некоторые моменты документа, призванного защитить отечественный автопром, противоречат закону. Будем доказывать, что его в истинном понимании в России не существует. Есть лишь желание государственного передела авторынка и пересмотра цен».
Впрочем, прозорливые продавцы на авторынке оперативно отреагировали на известие о повышении таможенных пошлин на импортные авто. Одни стали переставлять непроданные «японки» в гаражи до весны, когда, по их подсчетам, цены могут подняться вдвое, другие уже сейчас задумались о новых ценниках.