Общеизвестно, что чем нелепее ложь, тем охотнее в нее верит обыватель. Сейчас жителей Питера пытаются убедить, что организация, занимающаяся изучением советского террора, истории сопротивления тоталитарному режиму и правозащитного движения в России, поддерживала националистические выступления в прессе. Поверим?
На этот раз властям, похоже, чем-то не угодил петербургский научно-информационный центр "Мемориал", созданный в 1990 году политзаключенным Вениамином Иофе. Центр часто путают с Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом "Мемориал". Хотя названия у этих учреждений одинаковые, суть разная. Общество "Мемориал" является крупной международной организацией, занимающейся правозащитной деятельностью. Организация ведет борьбу с угрозой возрождения тоталитаризма. А научно-информационный центр "Мемориал" – это отдельное учреждение, деятельность которого курирует большой "Мемориал". Здесь собирают информацию о жертвах репрессий, анализируют и классифицируют ее.
В прошедший четверг в офис центра нагрянули с обыском следователи Следственного отдела по Центральному району следственного управления Следственного комитета. Видимо, такое количество однокоренных слов должно подчеркивать, что следователи занимаются особо важными следственными делами, не иначе. Группу возглавлял известный в Петербурге следователь Михаил Калганов. С его именем связаны многие "политические" дела города. Например, Калганов настаивал на содержании под стражей "опасного преступника", а по совместительству лидера городского "Яблока" Максима Резника. Он же в свое время задержал телевизионных журналистов, которые снимали последствия крупного пожара на улице Восстания. Сейчас следователь Калганов занимается бывшим редактором газеты "Новый Петербург" Алексеем Андреевым, который подозревается в разжигании национальной розни методом публикации в газете материала "Вот настоящий кандидат".
По официальной версии, обыск в "Мемориале" проходил именно в связи с делом "Нового Петербурга". В постановлении об обыске, которое принес Михаил Калганов, говорится, что следователи намерены найти в "Мемориале" некие материалы о финансировании давно закрытой газеты. "В распоряжении органов предварительного следствия поступила информация, дающая основания полагать, что вышеуказанные документы, представляющие интерес для органов предварительного следствия, могут находиться в одном из помещений "Санкт-Петербургской благотворительной организации "Мемориал", – говорится в постановлении.
Нашли следователи что-нибудь или нет, пока не известно. Но ясно, что они очень старались. В течение шести часов они перерыли весь офис, собрали кучу бумаг, скрутили жесткие диски. Правда, вполне возможно, что следователи немного промахнулись – ведь в постановлении об обыске указана благотворительная организация "Мемориал", а не научно-информационный центр с аналогичным названием. Но, по большому счету, это не имеет никакого значения.
С трудом верится, что правозащитная организация, которая многие годы занимается борьбой с фашизмом, национализмом, тоталитаризмом и множеством всяких "измов", могла иметь отношение к финансированию экстремистской деятельности. Гораздо более правдоподобной выглядит неофициальная версия, согласно которой обыски связаны с показом фильма "Бунт. Дело Литвиненко", организованным "Мемориалом" некоторое время назад. Возможно, кого-то показ этой картинны очень обидел, поэтому было решено напакостить "Мемориалу", стащив из его офиса диски с собранными в течение десятилетий материалами. Маленькая и глупая месть – вполне в духе силовиков нашего времени. Только оригинальности и находчивости им следовало бы поучиться у предшественников. А то как-то все однообразно получается. На неудобных людей вешаются либо экономические преступления, либо терроризм, либо экстремизм. Много денег у "Мемориала" отродясь не было – в хищениях не обвинишь. В терроризм поверят только слабоумные – не вариант. Остался экстремизм, который и прилепили. Косо, криво, ненатурально. Но даже если не поверят – кого волнует?