Прошло уже почти два года со дня принятия закона об обустройстве четырех специальных зон, в которых должны функционировать игорные заведения страны. С 1 июля 2009 года любители азартных развлечений смогут потратить свои деньги только в Калининградской области, в Алтайском и Приморском краях, а также на границе Ростовской области и Краснодарского края (между хутором Молчановка и селом Порт-Катон).
Однако фактически на данный момент создание зон для игорного бизнеса сорвано. Между тем до «дня Х» остается чуть более полугода. И сложившаяся ситуация не может не беспокоить представителей игорной индустрии, чей бизнес находится на грани объявления вне закона.
В конце октября три ассоциации игорного бизнеса обратились к председателю правительства РФ Владимиру Путину с открытым письмом, в котором предложили создать некоммерческое партнерство «Игра-инвест», наделив его полномочиями по привлечению инвестиций для создания подобных зон. Бизнесмены планируют привлечь около 280 млрд. руб. при условии, что из федерального и регионального бюджетов будет выделено 215 млрд. руб.
Впрочем, главная проблема заключается в том, что огромное количество людей, занятых в игорном бизнесе, окажется без работы. Как утверждают авторы обращения к премьер-министру, на данный момент в этом бизнесе занято более 500 тыс. человек – от директоров и крупье до уборщиц и охранников. И вполне возможно, что большая часть сотрудников нынешних казино уйдут, что называется, в подполье, начав зарабатывать на хлеб в нелегальных заведениях, а то и попросту окажутся вышвырнутыми на улицу.
Проблема подпольных игорных домов существует уже сейчас. Количество небольших зальчиков, где стоит с десяток «одноруких бандитов», начало расти как грибы после дождя. Риск предпринимателя, идущего на нарушение закона, велик, однако велико и желание не делиться с государством прибылью, прикарманивая все вырученные средства. И отнюдь не случайно растет интерес к этому бизнесу в криминальной среде.
Стоит отметить, что в результате фактического объявления игорного бизнеса вне закона госказна останется без серьезных налоговых поступлений, которым весьма порадуются наши соседи по СНГ: ведь в Украине и в Белоруссии законов, направленных против увеселительных заведений, нет пока даже в проекте. А вот инфраструктура для казино и игровых залов есть. Например, в Киеве сегодня функционируют 65 официальных казино, 84 полуофициальных, а количество игровых залов зашкаливает за полторы тысячи. Полностью готово к наплыву «ловцов удачи» и Черноморское побережье Крыма. Благо что добраться сюда не проблема.
Правда, основной контингент игорных залов, то есть те люди, которые привыкли зайти раз в неделю в подобное заведение, рискнуть сотней-двумя рублей, чтобы скинуть стресс, либо уйдут в нелегальные игорные дома, либо будут получать острые ощущения другими путями. К примеру, в пьяных драках.
Пока положительной динамики в решении проблемы игорных зон нет. К примеру, на границе Краснодарского края и Ростовской области в настоящее время можно наблюдать только старые сады и пашню. И, похоже, картина эта изменится не скоро: инвесторы – как российские, так и иностранные – не спешат вкладывать сюда средства. Что и немудрено, так как пока не существует даже утвержденного генерального плана развития «Азов-Сити».
А времени для поиска компромиссного решения совсем мало. Проблемы есть не только в «Азов-Сити», но и в других планируемых зонах, существующих пока лишь на бумаге. Член Совета Федерации Владимир Германенко, который представляет в Совете Федерации Алтайский край, не скрывает трудностей, связанных с организацией игорной зоны в регионе. Одним из выходов в создавшейся ситуации он видит объединение коммуникаций и инфраструктуры планируемых казино со свободной экономической зоной туристско-рекреационного типа с целью минимизации издержек.
Как считает президент РСПП Александр Шохин, закон о переносе игровых заведений в специально отведенные зоны не сможет эффективно заработать в отведенные сроки. По мнению Шохина, на организацию нормального функционирования всевозможных казино и игорных залов на новых местах потребуется минимум пять лет, поэтому разумнее в ближайшие годы принять промежуточное законодательство. Гораздо логичнее ужесточить контроль над игорными заведениями, ввести дополнительные проверки как в вопросах их открытия, так и работы, чем резать курицу, несущую золотые яйца. Ведь в конечном итоге от приостановления деятельности бизнеса для любителей азарта пострадают не только люди, находящиеся по разные стороны игрового стола, но и миллионы простых российских налогоплательщиков.