В центре Казани, на площади Свободы, напротив высотки республиканского правительства, стоит здание Татарского государственного академического театра оперы и балеты имени национального героя поэта Мусы Джалиля (ТГАТ).
Построенный в 1956 году, театр остается главной сценой республики. Кроме академических концертов, спектаклей, здесь проходят и важнейшие политические мероприятия, такие, например, как инаугурация президента Татарстана или Всемирный конгресс татар. В 2005 году театр стал центральным местом празднования 1000-летнего юбилея Казани. Именно с этой сцены тогдашний президент России Владимир Путин выступил с поздравительной речью на татарском языке.
ТГАТ не испытывает особой нужды ни в чем, находясь на особом положении. Театр всегда на виду у власти. Окна рабочих кабинетов премьер-министра Татарстана и министра культуры республики и даже мэра Казани выходят прямиком на здание театра.
Пять лет назад, в преддверии грандиозного празднования 1000-летнего юбилея республиканской столицы, театр был включен в федеральную программу реконструкции объектов, имеющих культурное значение. Началась масштабная реконструкция. Здание было практически построено заново. Турецкая строительная фирма, выполнявшая подряд на работы, полностью заменила «начинку» и обновила фасад. Театр получил новый интерьер, который теперь выполнен в татарском национальном стиле. Примечательно, что на фасаде здания сохранился большой барельеф герба Татарской АССР. Как оказалось, президент Татарстана Минтимер Шаймиев, бывший 1-й секретарь Татарского обкома КПСС, не пожелал расставаться со старым советским символом и дал указание архитекторам не убирать его.
Театральная администрация гордится сегодня тем, что ТГАТ – единственный театр в России, который более 20 лет проводит на своей сцене два крупнейших международных фестиваля: оперный фестиваль имени Федора Шаляпина и фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.
Репертуар театра строгий, классический, сюда входят 16 оперных и 19 балетных постановок. За их состоянием следят соответствующие художественные руководители – оперы и балета. Они являются не постановщиками, но как бы «надзирателями» и проводят, как говорят в театре, «художественную и административную политику». Татарский театр имени Мусы Джалиля отказался иметь главного дирижера, главного режиссера и главного балетмейстера, причем администрация театра считает, что благодаря отсутствию института «главных» вот уже сколько десятилетий удается избегать скандалов. Но отсутствие «главных» вовсе не означает пренебрежения иерархией, и, например, 17 октября новый сезон открыл концерт, посвященный самому знаменитому дирижеру Татарстана Фуату Мансурову, которому исполнилось 80 лет. На юбилейный концерт приехали звезды Большого театра, еще раз подтвердив, что Татарский академический театр оперы и балета – один из главных региональных театров России.