В конце 1970-х годов на берегах Енисея был популярен девиз: «Превратим Красноярский край в край высокой культуры!» Удивительно, но в отличие от многих других слоганов брежневской эпохи этот был насыщен реальным содержанием. Именно в то время были построены Культурно-исторический центр, Театр оперы и балета и Театр музыкальной комедии, создан симфонический оркестр, вернулся в родные края писатель Виктор Астафьев┘ И нельзя сказать, что в Красноярске есть безусловный культурный центр № 1, скорее ему присуща «культурная многополярность».
Идеологом «культурной революции» был первый секретарь крайкома КПСС Павел Федирко. «Я никогда не отделял экономику от духовной жизни.
Некоторые меня за это критиковали, дескать, зачем нужно было строить театры и концертные залы? Но если бы мы не подняли культуру, то никогда бы в край не привлекли квалифицированных специалистов! В этой жизни все взаимосвязано», – объяснил как-то Павел Стефанович «НГ» мотивы своего особого отношения к культуре.
В последующие десятилетия творческая интеллигенция Красноярья переживала не лучшие времена. «Краевой культурой зачастую управляли случайные люди, которые больше мешали, чем помогали нам, – считает заслуженный артист РФ, профессор Красноярской государственной академии музыки и театра, депутат горсовета Красноярска Владислав Жуковский. – Сейчас у руля компетентные чиновники, хотя до радикальных позитивных сдвигов еще далеко».
Тем не менее работники культурного фронта не жируют. Например, в Драматическом театре имени Пушкина (красноярцы называют его «Пушкой»), в котором работает Жуковский, самая высокая зарплата со всеми надбавками (у народных и заслуженных артистов) составляет 18 тыс. руб., у остальных не доходит и до десяти. «Артистам, чтобы прокормить семью, приходится подрабатывать рекламой или антрепризами, что, на мой взгляд, не слишком нормально. Крайне трудно с молодыми кадрами. Лучшие выпускники нашей академии уезжают в другие города, где им обещают не только нормальные деньги, но и дают жилье», – с горечью констатирует Жуковский.
При этом скудные зарплаты не мешают лучшим театрам края завоевывать награды на престижных фестивалях. Например, недавно Минусинский театр собрал все призы на фестивале в городе Лысьва за спектакль «Черный тополь». Высоко котируются и постановки Заполярного (Норильского) театра драмы.
Красноярский театр драмы возглавил недавно режиссер Олег Рыбкин, многократный номинант «Золотой маски», и от его спектаклей можно ждать интересных результатов. Задуманный им проект драматургической лаборатории – «ДНК/Драма Новый Код» может взбодрить театральную жизнь города, а главное – привлечь в театр новую публику, как это случилось, скажем, в Москве, когда появились Театр.doc и «Практика».
Сегодня в Красноярске наступил период своеобразной модернизации культурной сферы. По словам краевого министра культуры Геннадия Рукши, в 2008 году на поддержку театров из регионального бюджета было выделено 680 млн. руб. Сейчас ремонтируется Большой концертный зал (на эти цели из федерального и краевого бюджетов выделено 2,5 млрд. руб.), заканчивается ремонт Оперного театра, идет подготовка концепции документации по реконструкции Театра имени Пушкина, планируется строительство нового здания для Театра кукол.
Большие надежды работники культуры связывают с проектом создания Красноярской агломерации-2020. Очевидно, что амбициозная цель, о которой постоянно говорят местные руководители – создать лучший мегаполис в азиатской части России, немыслима без культурного рывка.