За пределами города «Челябинск театральный» более знаменит не государственными, традиционными – скорее, новыми формами. Один из лидеров современной хореографии в России – Театр Ольги Пона, получивший несколько «Золотых масок» за пластические композиции, полные любви к провинциальной России и пародии на нее же, как написал один театральный критик – «этакий деревенский фольк-балет». А при театральном институте имеется свой студенческий театр «Бабы» Елены Калужских, в котором работают только женщины. Это – театр-лаборатория, работающий на грани провокации.
Накануне нового театрального сезона челябинская театральная жизнь оказалась в центре внимания: главным событием сезона должна была стать постановка «Демона», а тут режиссер-постановщик Алексей Степанюк прервал работу в Челябинском театре оперы и балета имени Глинки и уехал в Санкт-Петербург. Причиной отъезда одного из российских оперных мастеров стал конфликт с художественным руководителем театра Денисом Севериновым. Тот самостоятельно включил в состав постановочной группы будущей премьеры главного балетмейстера Константина Уральского, но такой кадровый ход не устроил ни режиссера-постановщика, ни часть артистов театра.
Как заявил потом режиссер, ему просто «указали на дверь» и предложили оплатить обратный билет до Санкт-Петербурга. «Совместной работы у нас с господином Уральским так и не получилось. Я не могу сказать ничего плохого об этом человеке, но за какие-то два дня репетиций он стал настоящим «демоном» для будущего спектакля», – рассказал Степанюк, по словам которого руководитель балетной труппы дезорганизовал работу постановщиков и артистов при постановке «Демона».
Руководство театра рассказывает несколько другую версию событий: «По причине болезни режиссера работа над спектаклем осталась незавершенной, Алексей Степанюк вынужден был уехать в Санкт-Петербург. Поэтому спектакль пройдет в концертном варианте. Премьеру «Демона» мы отложили до января 2009 года, – пояснил происходящее Денис Северинов. – Отказаться от спектакля, премьеру которого мы отодвигаем два года, нельзя».
Отъезд Степанюка стал не единственным скандалом в Челябинском театре оперы и балета. Три ведущих солиста балетной труппы – Маргарита Камыш, Элина Темирбаева и Андрей Субботин – также решили покинуть театр из-за нежелания работать с Константином Уральским. Чуть позже в прессе было опубликовано «открытое письмо» от имени челябинских артистов, в котором были названы причины нежелания продолжения работы с главным балетмейстером театра. По заявлению авторов обращения, доходы артистов балета резко упали, им три месяца не выплачивали компенсации за съем жилья. При этом выезжать на гастрольные заработки было запрещено. Завершал письмо ультиматум: «Настало время выбора, кто останется в театре – балет или Уральский».
Сам Уральский поставил под сомнение подлинность письма. «Большей белиберды я в жизни не видел. На днях у нас было собрание с артистами, все они изъявили желание увидеть текст данного письма, поскольку в глаза его не видели. И уж тем более не ставили под ним своих подписей, – пояснил Константин Уральский. – Письмо без подписей – обычная анонимка, которую мог написать кто угодно, а потом закинуть в СМИ. Как и в любом рабочем коллективе, у нас иногда возникают сложности, но не стоит в этих случаях выносить сор из избы, поскольку это мешает артистам работать».
Скандалы в начале театрального сезона стали уже привычным делом для Челябинского театра оперы и балета. Два года назад музыканты устроили забастовку в оркестровой яме, а в 2007-м из театра ушла балетная группа. Причинами недовольства были низкие заработные платы и отсутствие понимания между артистами и руководством театра. На сегодняшний день с начала театрального сезона труппу покинули уже 10 человек и, по информации «НГ», на этом процесс может не остановиться. Поэтому долгожданной премьеры «Демона» Челябинск может так и не увидеть.