Нашу страну грозит накрыть очередная волна передела собственности. Теперь под ударом оказались торговые марки, многомиллионная капитализация которых обеспечена десятилетиями советской истории. «Разгосударствление», как видно на примере конфликта, вспыхнувшего вокруг бренда «Советское шампанское», идет в чрезвычайных обстоятельствах финансового кризиса. А значит, по мнению чиновников, сейчас не время для конкурсов и тендеров.
Высокая бутылка с черной этикеткой украшала новогодние столы россиян в самые тяжелые годы новейшей отечественной истории. Не случайно, что и сейчас товарный знак «Советское шампанское» занимает основную долю в продукции крупнейших по производству игристых вин в России. Более того, в результате реконструкции этих предприятий годовой объем выпуска «Советского шампанского» увеличился до 110 млн. бутылок. Правда, этот показатель может стать тем пиком, за которым следует не менее впечатляющий спад. Его причиной, по мнению ведущих производителей игристых вин, может стать скандал, разгоревшийся сегодня вокруг торговой марки «Советское шампанское». А поводом для конфликта, как это обычно бывает, стало столкновение интересов чиновников и бизнесменов.
В отличие от многих других советских брендов права на «Советское шампанское» принадлежат федеральному казенному предприятию (ФКП) «Союзплодоимпорт». Право на использование товарного знака винзаводам предоставляется на основании лицензионных договоров. Производители знаменитого напитка – ООО «РИСП», ОАО «Московский комбинат шампанских вин», ЗАО «Игристые вина», ОАО «Исток» и другие – выплачивают правообладателю роялти, самостоятельно продвигая и продавая шампанское. Дела до последнего времени шли неплохо: по данным Росстата, за 2007 год в России было произведено 8,5 млн. декалитров «Советского шампанского». Были и трудности. Прежде всего неудобство для продвижения торговой марки на рынке доставляли временные условия заключения лицензионного договора – один год. Нынешние договоры заканчиваются 31 декабря с.г. (за исключением «Московского комбината шампанских вин»).
С недавних пор ФКП «Союзплодоимпорт», как пишет «Коммерсантъ» (см. номер от 05.11.08), гарантировало частному агентству «Кауфман Продакшн» право на эксклюзивное продвижение марки «Советского шампанского». Получается, что, рекламируя на рынке собственную продукцию, производители напитка, помимо обязательных роялти, будут вынуждены платить сторонней фирме. Об этом заявил гендиректор ФКП Владимир Логинов «Ведомостям» (см. номер от 10.11.08). Объясняется нововведение, видимо, просто: дескать, торговая марка недостаточно широко рекламируется. Рынок тем временем доказывал обратное. Именно «Советское шампанское» пользовалось наибольшим спросом у россиян, украшая в новогодние дни практически каждый праздничный стол. А продвижение бренда с 2004 по 2008 год стоило компаниям-производителям, по их данным, более 52 млн. руб.
Российские предприниматели, если верить социологическим опросам, привыкли к бесконечным поборам. Вот и в случае с продвижением «Советского шампанского» громких протестов не было. Они начались позже, когда настало время второго этапа передела рынка. Однако действия чиновников были по-своему изящны. Как пишут «Ведомости» (см. номер от 10.11.08), ссылаясь на слова Логинова, будут ли ФКП продлевать лицензии, «зависит от того, согласятся ли производители участвовать в комплексной программе продвижения, разработанной «Кауфман».
А вскоре стало известно, что «Кауфман Продакшн» будет не только продвигать «Советское шампанское», но и самостоятельно разливать напиток силами Нижегородского завода шампанских вин. Оказалось, что с рекламным агентством «Кауфман Продакшн» заключен не договор подряда на продвижение товарного знака, а лицензионный договор на производство продукции.
Фактически это означает одно: в России появилась новая, искусственно созданная монополия. Она, как известно, никогда не идет на пользу рынку. Тем более у компании «Винэксим» уже были, по мнению экспертов, сложности с продвижением национальных алкогольных марок – достаточно вспомнить печальную судьбу водок «Столичная» и «Московская». К тому же возможный отказ ФКП заключить лицензионные договоры на следующий год для многих производителей шампанского означает снижение значительного объема производства, сокращение числа рабочих мест и усугубление экономического положения предприятий в условиях глобального кризиса. Как следствие, на грани коллапса окажется обширная социальная инфраструктура предприятий. А это выходит далеко за рамки обычного «спора хозяйствующих субъектов». В своих письмах министру сельского хозяйства Алексею Гордееву и председателю правительства Владимиру Путину руководители системообразующих предприятий требуют немедленного вмешательства высшей государственной власти. Благо повод для этого – в виде пакета новых антикоррупционнных законов – сегодня имеется. И не случайно первый заместитель председателя российского правительства Игорь Шувалов потребовал от своих подчиненных незамедлительно рассмотреть заявление виноделов.