Побережье Тамани не очищено от мазута даже спустя год после крушения в Керченском проливе нескольких судов, случившегося в ноябре 2007 года. Об этом заявили представители организации «Экологическая вахта по Северному Кавказу», побывавшие на участках побережья в Темрюкском районе, которые ближе всего расположены к месту крушения танкера «Волгонефть-139» –крупного источника загрязнения моря в этом районе.
Напомним, что во время шестибального шторма, произошедшего 11 ноября 2007 года в акваториях Азовского и Черного морей у побережья Краснодарского края затонули четыре судна и еще шесть сели на мель. Из разломившегося российского танкера «Волгонефть-139» в море сразу вылилось более тысячи тонн мазута, а затем еще более полугода на месте затонувшей носовой части в районе мыса Панагия при штормах образовывался шлейф из вытекающих нефтепродуктов.
Как сообщил «НГ» координатор Экологической Вахты Андрей Рудомаха, в Керченском проливе до сих пор не очищен от мазута один из самых ценных в природном отношении участков Тамано-Запорожского государственного заказника – коса Чушка, где гнездятся во время перелета десятки тысяч птиц и находятся места нереста ценных пород рыб. В ходе обследования береговой линии экологами были обнаружены два участка, заваленных мешками с собранной мазутной массой. По словам местных жителей, вывоз загрязненного грунта продолжается, но недостаточно активно и с такими темпами продлится еще не меньше года. Неочищенным от мазута остался и расположенный неподалеку остров Дзендзик. Более того, как отмечают в Экологической Вахте, ближе к южной оконечности косы, на участках, к которым нет подъезда, работы по очистке не велись.
«Мазут не виден на поверхности, но если разрыть водоросли, лежащие на берегу широким толстым слоем, становится ясно, что они пропитаны мазутом. Часто встречались по пути скелеты мертвых птиц, а у кромки прибоя было замечено несколько больших комков водорослей и бутылок, испачканных в свежем мазуте», – рассказывает Андрей Рудомаха.
Потому не исключено, что из носовой части затонувшего танкера продолжают вытекать нефтепродукты. Сразу после катастрофы ее пытались поднять, но тогда помешали погодные условия. При этом из резервуаров судна была выкачана заполнявшая их водно-нефтяная эмульсия. Впоследствии представители Южного регионального центра МЧС заявили о том, что обломки будут подняты весной, когда море перестанет штормить. Но затем межведомственная комиссия по ликвидации последствий кораблекрушения в Керченском проливе приняла решение оставить носовую часть на месте, так как она «не мешают судоходству и не создает угрозу экологии».
Тем не менее, как отмечают экологи, в целом, картина, увиденная в южной части косы Чушка, оставляет более благоприятное впечатление, чем прежде – время постепенно залечивает следы катастрофы. Однако тот факт, что целого года властям не хватило на проведение полной очистки побережья Тамани от мазута, свидетельствует о крайне низком уровне их ответственности за обеспечение экологической безопасности перевалки опасных грузов в Керченском проливе.