Эдуард Россель не советует градоначальнику покушаться на ресурсы главы региона.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Власти Свердловской области отказались от реализации проекта «Большой Екатеринбург». Как пояснил вчера руководитель департамента информации областной администрации Вадим Дубичев, объединение областного центра и близлежащих городов приведет к девальвации государственной власти, которая по влиятельности будет уступать крупному муниципалитету.
Данное решение, как полагает политолог Константин Киселев, было продиктовано исключительно политическими соображениями: вобрав в себя небольшие города Березовский, Верхнюю Пышму, Арамиль и Первоуральск, мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий получил бы под свой контроль значительный ресурс в виде загородных земель и влияния на крупных промышленников, чьи предприятия расположены в перечисленных городах. Если бы это произошло, политический вес губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, безусловно, понизился бы.
Руководители Екатеринбурга соблазняют жителей малых городов сугубо экономической выгодой: не надо будет платить за междугороднюю связь и за междугородный транспорт, решится ряд других проблем. Константин Киселев, однако, экономического смысла в объединении не видит. По мнению политолога, ничто не мешает мэрам договариваться в рамках существующего законодательства и вести проекты на территории друг друга. Проблемы же возникают тогда, когда личные интересы начинают превалировать над общественными: принципиальным для глав администраций становится вопрос, кто будет принимать решение о выделении земли, а стало быть, получать преференции.
Именно эти обстоятельства приводят порой к чудовищным решениям. Например, администрация Березовского согласилась на строительство металлургического завода на берегу озера Шарташ, служащего местом отдыха екатеринбуржцев. Глава города Вячеслав Брозовский пояснил на одном из собраний, что у него нет выбора: городу нужны поступления, а многие березовчане ездят работать в Екатеринбург, оставляя там подоходный налог. Чтобы удержать кадры в городе, работодателям приходится поднимать заработную плату: она уже сопоставима с екатеринбургской.
У руководителей Первоуральска свои резоны быть недовольными областным центром: открыв «Мегу» и «Метро», Екатеринбург перетянул на себя не только денежные потоки первоуральцев, но и рабочие руки. В свою очередь, город-спутник получает лишь дачников, за которыми надо убирать мусор, на что не предусмотрены средства в бюджете. Глава Арамильского городского округа Александр Прохоренко жалуется, что екатеринбуржцы не соглашаются передать ему два гектара земли для расширения кладбища.
Безусловно, при таких взаимных претензиях не может быть и речи о возведении между городами качественных дорог и новой инфраструктуры, что предполагали в Минрегионразвития при презентации проектов создания в стране нескольких крупных экономических зон – в том числе и «Большого Екатеринбурга». Проблема, видимо, в том, что никто не пытается учитывать интересы соседей, поэтому вместо объединения с гибкими связями получаются банальные пирамиды – с благоденствующей верхушкой и нищим основанием. Не случайно мэр Брозовский заявил как-то: «Руководители Екатеринбурга не очень-то хорошо контролируют даже свои отдаленные районы – что же будет, если под их контроль попадут еще несколько малых городов с букетом социальных проблем?»
Екатеринбург