Губернатор Свердловской области Эдуард Россель направил в областную Думу антикоррупционный закон, разработанный прокуратурой области. Накануне этого события был задержан бывший вице-мэр Екатеринбурга, руководитель комитета по управлению городским имуществом (ЕКУГИ) Алексей Глотов.
Начальник созданного в феврале 2008 года отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в Свердловской области Олег Полуэктов пояснил, что правоохранительные органы заинтересовались тремя эпизодами продажи Глотовым по заниженной стоимости муниципального имущества своим людям, в числе которых фигурирует и семья мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.
Задержание сопровождалось изъятием документов в кабинете главы ЕКУГИ и в офисном здании «Рубин», в котором находится медиахолдинг «Уральский рабочий», финансируемый мэрией. В августе обыски прошли в помещениях общественной организации «Наш дом – наш город», созданной в 90-е годы Аркадием Чернецким.
Действия следователей произвели в рядах местной элиты настоящий переполох: до сих пор громкие обвинения в коррумпированности чиновников оканчивались лишь арестом мелких функционеров. Поэтому событие оказалось окутано плотной завесой умолчания. Старший помощник областного прокурора Римма Бобина сообщила «НГ», что она не присутствовала на пресс-конференции Олега Полуэктова, а потому ничего прокомментировать не может. Пресс-секретарь Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Свердловской области Вадим Дымков твердо ответил: «У нас такого дела нет. Может быть, оно находится в одном из районных отделов, но информации у меня нет. Вам не известно, кто им занимается?» Руководитель службы по связям с общественностью Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе Дмитрий Серебренников также ничего не слышал о «деле ЕКУГИ», поскольку, по его словам, им занимается Следственное управление. Чрезмерную секретность следователей Серебренников объяснил нежеланием привлекать к своей работе внимание.
Власти также не спешат комментировать событие. Руководитель департамента информационной политики администрации губернатора Вадим Дубичев был краток: «Идет следствие. Что тут можно комментировать?» Пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Константин Пудов на своем рабочем месте отсутствует: его шеф мэр Чернецкий с 1 сентября находится в отпуске. В пресс-службе мэрии по делу Глотова пояснить также ничего не смогли.
В пресс-службе Свердловского областного суда сообщили «НГ», что Верх-Исетский районный суд отказал следователям в аресте Глотова, поскольку он пенсионер и уже с весны не работает в ЕКУГИ. Никуда скрываться, полагают судьи, вице-мэр не собирается: во время следствия он исправно приходил на допросы, расследованию уголовного дела не препятствовал. Решение районным судом было принято три дня назад – во вторник истекает срок для его обжалования, но пока, утверждает пресс-служба, жалоба в облсуд не поступала.
Ситуацию вокруг мэрии Екатеринбурга соглашаются комментировать лишь депутаты городской Думы. Депутат Андрей Кабанов выразил надежду, что дело все же будет доведено до суда. По его словам, еще два года назад депутат Олег Хабибуллин обнародовал схему увода денег из бюджета: якобы под предлогом получения дополнительных средств из областного бюджета мэрия решила не отражать в муниципальном бюджете доходы от сдачи в аренду муниципального имущества и от оказания услуг муниципальными учреждениями. Схема, по Хабибуллину, выглядела так: ЕКУГИ перечислял деньги за аренду в финансовое управление, которое половину возвращало обратно как «ошибочно зачисленные» или «переплату». ЕКУГИ перечислял деньги на специальные счета. Хабибуллин подсчитал, что бюджет ежегодно терял свыше полумиллиарда рублей (при всех тогдашних городских бюджетных доходах в 13 млрд. руб.). Хабибуллин обратился в прокуратуру, и средства от аренды были легализованы. Но уголовные дела остались, и, как утверждает Андрей Кабанов, 500 млн. – это капля в море. Немало муниципального имущества, по его данным, элементарно «ушло» в нужные руки: например, объект продавали за 11 млн. руб. при его стоимости в 430 млн. А есть еще землеотводы, осуществлявшиеся без конкурса.
По мнению Кабанова, вице-мэр в этой истории совсем не главный, и ниточка может потянуться выше. Возможно, это обстоятельство вынудило губернатора Эдуарда Росселя поторопиться с принятием антикоррупционного закона, который областная Дума не решается рассмотреть уже несколько лет.
Екатеринбург