В то время как Российская армия освобождала Южную Осетию от грузинских агрессоров, резко обострилась ситуация в ряде республик Северного Кавказа. Особенно напряженная обстановка сложилась в Ингушетии, где только за прошедшие выходные дни было совершено пять нападений на сотрудников правоохранительных органов и представителей власти. В результате погиб мирный житель, ранены трое милиционеров и военнослужащий Внутренних войск МВД РФ.
Некоторые наблюдатели связывают это с тем, что 503-й мотострелковый полк 58-й армии, дислоцированный в республике и принимавший участие в конфликте в Южной Осетии, еще не вернулся на «зимние квартиры».
Однако вполне вероятно, что активизация бандформирований происходит и по другим причинам. Дерзкие нападения на представителей силовых структур произошли и в других республиках – Чечне и Дагестане, где массового исхода войск за Главный Кавказский хребет не наблюдалось. Похоже, боевики воспользовались тем, что все внимание властей и силовых структур сегодня переключено на Южную Осетию, Абхазию и Грузию.
Так, в минувшее воскресенье в Махачкале неизвестный расстрелял сотрудников патрульно-постовой службы, которые несли охрану центральной площади города. В результате обстрела два милиционера погибли, один был тяжело ранен. Подобные факты происходили в Дагестане в августе почти еженедельно. 15 августа в Махачкале неизвестные бросили гранату в сотрудников милиции, в результате были ранены двое инспекторов ГИБДД и оперуполномоченный. 11 августа был обстрелян автомобиль с сотрудниками военной инспекции Каспийского пограничного отряда, два человека погибли.
По данным представителя Следственного управления СКП РФ по Чечне Мариам Налаевой, в Чечне 23 августа, недалеко от населенного пункта Агишты Шалинского района, в результате нападения боевиков на колонну Внутренних войск, состоящую из трех БТР, «погибли заместитель командира части по тылу подполковник Михаил Лыков и заместитель командира части по вооружению, начальник технической части майор Олег Сибиряков. Два младших офицера получили тяжелые ранения». 18 августа в Веденском районе Чечни в результате взрыва фугаса погиб военнослужащий подразделения Внутренних войск МВД РФ. Войска также несли потери 15 августа в Урус-Мартановском районе и в лесном массиве у села Гансол-Чу. 13 августа в высокогорном Шатойском районе республики в окрестностях села Беной группа боевиков численностью до 30 человек вступила в перестрелку с военнослужащими военной комендатуры Внутренних войск. В обоих случаях выйти на след участников вооруженных формирований не удалось.
По мнению главы МВД Чечни Руслана Алханова, обострение обстановки в некоторых республиках Северного Кавказа связано с получением лидерами боевиков очередного финансового «транша» со стороны неизвестных спонсоров из арабских стран. Аналогичного мнения придерживается и командир дислоцированного в Чечне батальона «Восток» Сулим Ямадаев (в СМИ утверждают, что он уже уволен в запас, однако сам Герой России этого не подтверждает). По его словам, в Чечне продолжается отток молодежи в горные районы к ваххабитам. «Есть информация, что 20 девушек от 15 до 20 лет ушли в Чечне в лес. Такая беда у нас. Отток продолжается. У нас есть данные, кто уходит в горы. В джамаатах, которые воюют в Чечне, есть люди из Саудовской Аравии. Мы знаем, кто их кормит. Если раньше их силы уменьшались, то в этом году они получили много людей. Возросло и количество столкновений, есть потери. Джамааты активизировались в Дагестане и Ингушетии», – заявил на днях Ямадаев.
Об активности ваххабитов заявляли недавно и официальные лица Дагестана. Об этом, в частности, 23 июля 2008 года шел разговор на заседании антитеррористической комиссии республики. На нем, по данным некоторых СМИ, глава УФСБ Республики Дагестан Вячеслав Шаньшин публично признался в том, что власти проигрывают идеологическую войну ваххабитскому бандподполью.