Наглядные итоги атаки медиарейдеров на «Альтаир».
Фото автора
В Туле повысился спрос на спутниковые телевизионные антенны. Предусмотрительные туляки опасаются, что крупнейшая в городе кабельная сеть телекомпании «Альтаир», которая охватывает практически 70% телезрителей города, прекратит свое существование. Во всяком случае, в течение трех недель в июле туляки уже остались без местных новостей по второму общероссийскому каналу, поскольку руководству кабельных сетей не понравилась позиция журналистов, освещающих конфликт вокруг телекомпании, связанный с борьбой за собственность. А в конце июля группа неизвестных и вовсе устроила стрельбу в центре города возле офиса «Альтаира», что дало основание депутату областной Думы Людмиле Зюзиной сравнить город оружейников с американским Техасом, где «кто как хочет, так и воюет».
Предыстория событий такова. В апреле 2003 года при таинственных обстоятельствах исчез владелец «Альтаира» Александр Воробьев. Он уехал с работы и не вернулся.
Спустя пять лет, согласно Гражданскому кодексу РФ, пропавшего без вести человека можно признать умершим. А поскольку Александр Воробьев был состоятельным человеком, все его имущество должно было перейти наследникам, то есть родителям Николаю и Зинаиде Воробьевым. Однако на наследство претендует еще и некая Юлия Попова, гражданская жена Воробьева и мать двух близняшек, которые родились спустя восемь с половиной месяцев после его пропажи. Причем тот факт, что девочки являются родными детьми владельца «Альтаира», установила не медико-генетическая экспертиза – она как раз дала отрицательное заключение, а районный┘ судья.
В течение пяти лет с момента исчезновения хозяина «Альтаира» сохранять и поддерживать бизнес местной властью поручалось доверительным управляющим. Последний из них, депутат Тульской гордумы Александр Ядыкин, получил это право по ходатайству ее зампреда – Евгения Авилова, являющегося совладельцем конкурентного «Альтаиру» холдинга «ФМ-медиа». В Туле ни для кого не секрет, что он со своими партнерами по бизнесу – местным депутатом Григорием Нуждихиным и столичным предпринимателем Максимом Комаровым – находится в дружеских отношениях с нынешним городским главой Владимиром Могильниковым. Стоит ли удивляться, что любые возникающие вопросы и сомнения в отношении назначения доверительного управляющего отпадали достаточно легко.
Даже когда родители Александра Воробьева стали получать всего по пять тысяч рублей в качестве доходов от компании сына, приносившей миллионные прибыли, при том что гражданская жена Юлия Попова по меньшей мере имела дивидендов на порядок больше, никого из городского начальства это не озаботило. О своей зарплате управляющего Ядыкин на недавней пресс-конференции скромно умолчал, заявив, что это «личные данные», хотя, как известно, жалованье представителя местной власти, назначенного управлять частным бизнесом, тайной являться априори не должно.
Спустя ровно пять лет после пропажи сына, 3 апреля с.г., родители Александра Воробьева направили в Ленинский районный суд Тульской области заявление о признании их сына умершим. Аналогичное заявление подала и Юлия Попова, которая к этому времени уже сменила фамилию и стала Воробьевой.
Когда 14 мая Ленинский районный суд признал Александра Воробьева умершим, гражданская вдова вдруг обратилась к местной Фемиде с просьбой не признавать этот скорбный факт. Что толкнуло Юлию Воробьеву на этот шаг, догадаться, пожалуй, несложно. Достаточной причиной для этого является деловая активность доверительного управляющего Александра Ядыкина, который спустя неделю после решения суда, 21 мая, внес изменения в учредительные документы ООО «Телекомпания «Альтаир» и ООО «Универсал ТВ». Согласно этим поправкам доли в обеих компаниях Александра Воробьева переходили к Юлии Воробьевой (Поповой), минуя процедуру наследования для стариков родителей. Обеспокоенные пожилые люди обратились в суд, который наложил арест как на доли в юридических лицах «Альтаира», так и на уже выведенное Ядыкиным имущество. Ведь еще в 2007 году он учредил компанию-двойника – ООО «Управляющая компания «Альтаир-Тула» и внес в нее всю кабельную инфраструктуру, а взамен для управляемой им компании Воробьева получил 49% акций. Контрольный же пакет стал принадлежать некоей никому не известной фирме.
Когда наконец областной суд утвердил решение о признании Александра Воробьева умершим, встал вопрос о том, кто теперь будет доверительным управляющим телекомпании «Альтаир». Поскольку полномочия Александра Ядыкина завершились, по просьбе родителей умершего президентом Тульской областной нотариальной палаты Людмилой Зюзиной было принято решение заключить новый договор доверительного управления, но не с прежним управленцем, а с другим – Андреем Сазоновым, который должен осуществлять свою деятельность в интересах всех наследников.
Как заявила Людмила Зюзина, отвечая на вопрос о причинах такого решения, «если бы доверительным управляющим мною был выбран человек, предложенный Поповой (разумеется, она предлагала оставить управляющим Александра Ядыкина. – «НГ»), то неизвестно что бы осталось от имущества».
Получив договор доверительного управления, Андрей Сазонов приступил к своим обязанностям и даже назначил нового гендиректора, уволив с этой должности Александра Ядыкина.
Как и следовало ожидать, отстраненные от дел и соответственно от доходов компании Александр Ядыкин и Юлия Воробьева (Попова) оспорили договор между нотариусом и новым доверительным управляющим. Суд трижды (!) за неделю накладывал обеспечительные меры, полностью парализовав деятельность Андрея Сазонова в качестве доверительного управляющего, дав повод заявлять Ядыкину, что он сам в настоящее время является действующим генеральным директором. В итоге, как уже сообщалось выше, у здания телекомпании появились вооруженные налетчики. «Неужели появление воинствующей группировки, пытавшейся с помощью боевых действий проникнуть в офис компании, в этой истории случайно?» – задается риторическим вопросом «Российская газета».
Правда, сейчас медиарейдер дистанцируется от причастности к организации вооруженного нападения на офис «Альтаира» на улице Гоголевской, 81. В частности, г-н Ядыкин заявил: «В тот день, 30 июля, судебные приставы исполняли исполнительное производство. Я, естественно, находился рядом с судебными приставами, но людей, кто это делал, я не знаю. Как мне известно, по данному факту возбуждено уголовное дело. Правоохранительные органы во всем разберутся».
Сейчас действительно ведется следствие, и специалисты изучают оперативную видеозапись нападения нескольких десятков наемников, штурмовавших офис телекомпании. Восстановить события совсем не трудно – документальная запись рейдерского захвата была показана по центральным телеканалам. Штурмовики приехали на двух автобусах с московскими номерами. По официальным данным, число нападавших было около полусотни. Но как уверяют журналисты, побывавшие в тот момент на месте инцидента, – почти сто человек. Молодчики были вооружены деревянными битами, металлической арматурой, травматическим оружием, а некоторые, как затем оказалось, даже гладкоствольными ружьями и обрезами. Кроме того, многие участники нападения были экипированы бронежилетами и касками без опознавательных знаков. В руках у них были спецсредства, обычно используемые бойцами спецподразделений.
Бой продолжался в течение десяти минут. За это время нападавшие попытались спилить с помощью резаков и гидравлических кусачек металлические двери и решетки офиса. Когда двери не поддались, штурмовики попытались проникнуть внутрь через окна. И в этот момент началась стрельба. Внутри помещения находились около 10 сотрудников телекомпании. Они не были вооружены, но нападавшим это не помешало открыть огонь на поражение.
Развязка наступила внезапно. Не добившись результата, московские налетчики отошли к автобусам. Сделано это было как по команде. Отдавал ли эту команду сам Александр Ядыкин или некий «бригадир» штурмовиков, теперь предстоит выяснить следствию.
Не сумев взять офис штурмом, боевики серьезно ранили двух сотрудников телекомпании. Один из них лишился глаза, другой получил ранение ключицы и потерял много крови из-за повреждения артерии.
Как заявил на следующий день начальник Тульского УВД Сергей Матвеев, попытка проникновения в офис с использованием травматического и гладкоствольного оружия была «своевременно пресечена сотрудниками милиции». Однако почему милиционеры все то время, когда готовилось нападение, и позднее, когда велась стрельба из огнестрельного оружия во дворе жилого дома, лишь наблюдали за происходящим, а затем все это было квалифицировано стражами порядка всего-навсего как «обыденное хулиганство», предстоит разобраться компетентным органам.
В настоящий момент по факту «хулиганских» (!) действий ведется следствие. Только два нападавших – 28-летний Магомед Нурмагомедов и 21-летний Магомедрасул Мусаев – взяты под стражу.
Между тем Александр Ядыкин и компания ведут себя как ни в чем не бывало. Депутат гордумы дает пресс-конференции, объясняя законность решения суда, который якобы оставил его в прежней должности – генерального директора телекомпании «Альтаир». Поэтому вопрос о том, достанется ли законным наследниками Александра Воробьева рентабельное, неразграбленное предприятие, остается открытым.