Столица Приморья в ожидании дорожного коллапса. Из-за начавшегося строительства моста через бухту Золотой Рог город уже застыл в пробках, а с приходом осени, когда жители вернутся из отпусков, Владивосток, по мнению наблюдателей, и вовсе парализует.
Бухта Золотой Рог делит город на две части. Чтобы попасть с одного берега на другой, горожанам приходится объезжать бухту, простаивая в невообразимых пробках. Мост на мыс Чуркин включен в подпрограмму развития Владивостока как один из элементов транспортной схемы города, но этот объект муниципального значения представляют в Приморье как неотъемлемую часть инфраструктуры будущего саммита АТЭС 2012 года.
Мост имеет длину 1,4 км, предусмотрено создание 250-метрового тоннеля на подступах к нему. Строители намерены уложиться в 41 месяц. Стоимость проекта – 17,9 млрд. руб.
Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК), выигравшая тендер на возведение сооружения, уже начала строительство. В итоге на четыре месяца в центре города перекрыты важные транспортные артерии. Сбылось предостережение гендиректора ТМК Виктора Гребенюка о том, что «придется покувыркаться в пробках». А все из-за того, что сначала чиновники дороги перекрыли, а потом задумались над объездом. «Будут реконструированы и приведены в порядок объездные дороги, которые во многом снимут проблему пробок», – убеждал мэр Владивостока Игорь Пушкарев еще в середине июля. Но, как ни обещали мэр и губернатор Приморья Сергей Дарькин, предусмотреть все не получилось: ремонт объездных дорог начался с опозданием. В итоге одни дороги перекрыты, а другие стали непроездными из-за работающей дорожной техники.
Первым делом строители ТМК начали рыть тоннель и обустраивать площадку будущего моста в районе верхней точки городского фуникулера. Сначала строители порвали оптический кабель у местного оператора кабельного телевидения, а в минувшую пятницу полдвора дома по улице Суханова оказалось засыпано камнем. Огромный камень, покатившийся со склона из-под ковша экскаватора, придавил дверь надворного туалета. Оказавшуюся в плену женщину освобождали соседи, с трудом убрав кусок скалы. Жильцы стоящих рядом со стройкой домов говорят, что уже не чувствуют себя в безопасности.
Едва начавшись, стройка уничтожила излюбленное место отдыха горожан – видовую площадку возле памятника Кириллу и Мефодию, рядом с фуникулером. Строители сровняли с землей большую часть сопки. Теперь это место превратилось в другую достопримечательность: туристам рассказывают здесь и о предстоящем саммите, и будущем мосте через бухту. При этом экскурсоводы вряд ли говорят о том, что верхняя площадка фуникулера и подпорная стена рядом могут не устоять при строительстве тоннеля.
«Глубина выемки под автомобильный тоннель в районе верхней станции фуникулера, на краю обрыва, составит 15–19 метров. Это серьезно, так как станция окажется на гребне, – сказал «НГ» член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительства Валентин Аникеев. – Прежде нужно было выполнить тщательные инженерно-геологические изыскания».
Кстати, на это было указано заказчику и генпроектировщику в первом отрицательном заключении Главгосэкспертизы. Только по автомобильному тоннелю было сделано около 20 замечаний. По информации эксперта, ни одно из них так и не было учтено.
В сложное положение попали жители домов на улицах, попавших в зону строительства. Люди до сих пор находятся в подвешенном состоянии: снесут или нет? Дело в том, что строительство моста через Золотой Рог предполагает снос около сотни домов, попадающих в зоны установки опор. Но до сих пор не обнародован окончательный список предполагаемых к уничтожению зданий. Краевая администрация объявила лишь о двух участках на северном и южном берегу бухты – это территории, где располагаются заводоуправление с пристройками и сооружениями «Владморрыбпорта» и «Дальрыбтехцентра». Известно только, что в районе фуникулера планируется выкупить коттедж, деревянный дом на две квартиры, три земельных участка по улице Суханова. Под ковш бульдозера пойдут также 14-квартирный жилой дом на этой же улице и шесть прилегающих земельных участков. Но пока никого из жителей этих домов официально о предполагаемом сносе в известность не поставили. На вопросы журналистов чиновники отговариваются казенными фразами.
«Все будет в соответствии с законом, – убеждает горожан замминистра Минэкономразвития РФ Николай Ашлапов. – Будем выкупать жилье по рыночным ценам с учетом расходов на переезд. Жителям муниципальных квартир администрация города предоставит жилье в других местах. Деньги на это заложены, финансирование открыто, и мы эти занимаемся».
У Владивостока мало опыта в масштабном выкупе земельных участков и зданий, попадающих под застройку. Зато у всех на слуху горький опыт Сочи. Как объяснили в Департаменте дорожного хозяйства Приморского края, сначала определятся компании-победители, а затем риелторские фирмы займутся определением выкупной стоимости земельных участков, жилых домов, нежилых помещений и сооружений. Но жильцы домов, попавших под снос, хотят, чтобы их заранее предупредили о переезде. «Мы боимся получить деньги, а потом остаться бомжами из-за того, что их не хватит на покупку новой квартиры», – призналась «НГ» жительница одного из домов. Да и по закону предупредить людей о расселении обязаны как минимум за год. Но для чиновников все меняет особая важность объекта, сроки для возведения которого уж сильно поджимают.
Владивосток