Нижегородский губернатор Валерий Шанцев продолжает расширять сферы своего влияния в регионе. Теперь зоной его ответственности стали все местные кладбища. Новый региональный закон, только что принятый Законодательным собранием по инициативе губернатора, передает областным властям полномочия по регулированию похоронного бизнеса.
Если до сих пор деятельность кладбищ и ритуальных компаний в Нижегородской области контролировалась органами местного самоуправления, то теперь эти полномочия переданы специальному органу региональной власти.
«Этот закон вполне соответствует традициям политики Шанцева, его намерению перевести максимально возможные ресурсы от муниципалитетов на региональный уровень, – считает политолог Александр Прудник. – В результате, к примеру, мэрия Нижнего Новгорода для решения самых разных своих вопросов теперь должна получать соответствующие разрешения областной власти».
Заметим, что Валерий Шанцев уже получил под свой контроль неразграниченные государственные земли. В результате администрация областного центра лишилась, в частности, права без одобрения регионального правительства размещать рекламные билборды и, таким образом, утратила рычаги влияния на рынке наружной рекламы. Мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов писал даже запрос в прокуратуру, может ли он без разрешения свыше устанавливать лавочки и урны. Кстати, его волнение по поводу урн оказалось пророческим: в качестве следующего шага губернатор перевел под свой контроль уже и сферу благоустройства городов и поселков. С тех пор чиновник мэрии, обнаружив кучу мусора, лишился права наказать нарушителя: эти полномочия переданы специальному региональному органу.
«Тенденция ясна, и понятно, почему теперь именно похоронная сфера привлекла губернатора, – говорит Прудник. – Во-первых, в этой области задействованы значительные земельные площади, а земля сейчас – главный ресурс, за который идет борьба и в области, и в Нижнем Новгороде (около полутора тысяч всех местных кладбищ занимают площади более трех тыс. гектаров, а Новосормовское в Нижнем Новгороде даже признано самым большим в Европе – более 250 гектаров. – «НГ»). А во-вторых, эта сфера является достаточно доходной и экономически значимой».
Действительно, ежегодно на территории Нижегородской области умирают около 70 тыс. человек, только в одном Нижнем Новгороде площадь городских погребений увеличивается на гектар каждый месяц, а объем только официальных ритуальных услуг в Нижегородской области в прошлом году составил 243 млн. руб., темп их роста – 98,2%.
В Нижнем Новгороде также существует хронический дефицит мест для захоронений: старые городские кладбища заполнены, из 15 в городе официально действуют только три, которых хватит еще только года на три. Это способствует коррупции в отрасли ритуальных услуг. В последние годы в городе состоялись несколько шумных судебных процессов по поводу незаконных захоронений за плату.
Однако, по оценкам депутата областного парламента Владислава Егорова, новый закон не уменьшает коррупционную опасность, а, наоборот, содержит дополнительные коррупционные риски, поскольку предусматривает возможность закупать землю на кладбищах по всей области. Если раньше земля на кладбище выделялась только на конкретного умершего, то отныне ее можно резервировать за деньги – формально для организации семейных захоронений.
Закон предусматривает, правда, создание попечительских советов, призванных осуществлять общественный контроль над погребениями. Однако советы наделены лишь наблюдательными функциями, что вызывает сомнения в их дееспособности.
Что же касается общественности, то людям, несомненно, было проще, когда такой экстренный, важный и скорбный вопрос, как похороны, находился на контроле более доступных органов местного самоуправления.
Нижний Новгород