На днях рынок акций российских предприятий металлургического сектора постигло серьезное потрясение. В результате критического замечания премьера Владимира Путина, которое он высказал в адрес руководства группы «Мечел» – крупнейшего производителя коксующегося угля в России, сначала обрушились на треть стоимости акции самого «Мечела», а затем поползли вниз котировки акций и других компаний отрасли – «Евраза», «Северстали», Магнитки, НЛМК. По мнению некоторых предпринимателей, первопричиной этого явления стала недостаточная активность Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
«Мечел» заставят поделиться маржой
Поводом для критики послужила ценовая политика компании «Мечел». Как выяснилось, на протяжении первого квартала текущего года компания продавала свою продукцию за рубеж по ценам в два раза ниже тех, что установились на внутреннем рынке России, и соответственно ниже мировых. Главный бенефициар компании Игорь Зюзин на совещании отсутствовал, сказавшись больным. Владимир Путин в категорической форме порекомендовал ему поскорее выздороветь, «иначе к нему доктора придется послать и зачистить все эти проблемы», и поинтересовался, не собирается ли господин Зюзин возвратить избыточную маржу государству в виде налоговых выплат.
Издание «Время новостей» со ссылкой на свои источники в правительстве сообщило, что Путин был хорошо информирован о ситуации в «Мечеле», у него были данные проверки ФСБ по экспортным отгрузкам угля компаниями «Мечела», которые осуществлялись по заниженным ценам. Факты продажи кокса по низким ценам были выявлены и в ходе подготовки совещания.
Дело в том, что в начале апреля «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и Фонд развития трубной промышленности пожаловались в ФАС на вопиющий рост цен на металлы. Только в начале текущего года цены на некоторые виды продукции подскочили на 50% и более. Между тем эксперты металлургического рынка ранее уже заявляли, что основной рост цен на металлопродукцию происходит за счет подорожания сырья, прежде всего коксующегося угля, основным производителем которого в России является компания «Мечел».
По инициативе вице-премьера Игоря Сечина ФАС было поручено проанализировать рост цен, в том числе на коксующийся уголь. 15 июля служба инициировала разбирательство в отношении компаний «Торговый дом «Мечел», «Южный Кузбасс» и «Якутуголь». Признаки нарушения антимонопольного законодательства были усмотрены в необоснованном прекращении поставок угля в адрес НЛМК и монопольно высоких ценах на него.
В бизнес-кругах прозвучали упреки и в адрес самой ФАС – по мнению предпринимателей, наличие адекватной антимонопольной политики препятствовало бы возникновению ситуации, о которой столь резко заговорил премьер.
Руководство «Мечела» обвиняется в «оптимизации» налогов с помощью трансфертных цен на экспортируемую продукцию. Так поступает целый ряд предприятий горнодобывающей и металлургической отраслей, но Игорь Зюзин нарушил важное правило, обязательное для компаний-монополистов, – сначала необходимо обеспечить сырьем отечественного производителя по фиксированным и разумным ценам, а уж потом экспортировать.
Топливные беды
Довольно болезненная ситуация с злоупотреблениями монополистов сегодня складывается на российском топливном рынке. В результате последних ценовых скачков стоимость бензина и дизельного топлива в нефтедобывающей России взлетела выше, чем в США, которые большую часть нефти и покупают.
В июле Путин высказал недовольство «самыми высокими в мире» ценами на авиакеросин. С начала года Федеральная антимонопольная служба возбудила лишь четыре дела за злоупотребление доминированием или ограничение конкуренции на рынках нефтепродуктов. За это время авиакеросин подорожал на 67%, дизтопливо – на 26%. Премьер-министр пообещал «принять кадровые решения», если ФАС не займется сдерживанием цен. Федеральная антимонопольная служба мгновенно отреагировала на поручение Путина и возбудила против крупнейших российских нефтекомпаний – «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», ТНК-ВР, «Роснефти» и «Сургутнефтегаза» – дело о злоупотреблении доминирующим положением. Помимо установления монопольно высоких цен на авиакеросин и дизельное топливо две из них – «Газпром нефть» и ТНК-ВР – обвинены также в создании дискриминационных условий для покупателей керосина.
В итоге ФАС оштрафовала нефтяные компании на 240 млн. руб., но это капля в море по сравнению с потерями отечественной экономики от скачка цен на нефтепродукты.
Укорот для фосфатных королей
Дефекты антимонопольной политики государства сказываются не только на состоянии металлургической отрасли и на рынках топлива. Аналогичная ситуация сегодня сложилась и в сфере производства удобрений – главным образом фосфатных. Наблюдатели утверждают, что это во многом связано с ценовой политикой компании «Апатит» – российского монополиста в производстве апатитового концентрата (85% от общего объема производства). При этом отношение антимонопольной службы к монополисту более чем лояльное. Вместо того, чтобы пресечь злоупотребления монопольным положением на рынке апатитового концентрата со стороны ОАО «Апатит», ФАС выдала ему рекомендацию вывести продукцию на биржевые торги.
В результате цена на продукцию «Апатита» взлетела до рекордного уровня – более 11 200 рублей за тонну, что в 5 раз выше цены, согласованной с ФАС (2232 руб. за тонну). При ранее существовавшей практике продажи апатитового концентрата по контрактам о повышении цены более чем на 5% доминирующий поставщик должен был предварительно уведомлять ФАС.
В настоящее время фактический контроль за ценами на концентрат со стороны ФАС утрачен, так как большая часть производимого концентрата продается через биржу, и ОАО «Апатит» уже не нужно согласовывать изменение цены – ее диктует «псевдорынок».
В то же время, по нашим подсчетам, почти 80% экспортных поставок апатитового концентрата производства ОАО «Апатит» в 2008 году осуществляется по прямым контрактам и по ценам около 4000 руб. за тонну. Возникает подозрение, что «свободные» цены на внутреннем российском рынке были искусственно вздуты, что, безусловно, выгодно производителю-монополисту. В то же время вызывает удивление, что в ФАС знают о том, что внутренние цены на апатитовый концентрат давно превысили экспортные, но при этом никакие меры не предпринимаются.
«В долгосрочном плане такой рост цены на бирже усиливает позиции «Апатита» в переговорах с внутренними потребителями», – считает глава аналитического департамента «АнтантаПиоглобал» Георгий Иванин. А аналитик «Ренессанс Капитала» Марина Алексеенкова считает, что сложившаяся в ходе свободных торгов цена также может быть использована «Апатитом» для переговоров с ФАС о повышении стоимости концентрата, зафиксированной службой для внутренних потребителей.
Помощь к потребителям на этот раз пришла отнюдь не со стороны ФАС – рост цен на апатитовое сырье вызвал негативную реакцию у Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). В конце июня ФСФР отозвала лицензию у Санкт-Петербургской универсальной биржи ЮМЕКС. Причиной послужило то обстоятельство, что на торгах 24 апреля на бирже ЮМЕКС апатитовый концентрат подорожал в три раза – с 2230 до 6850 руб. за тонну. Кстати, еще до отзыва лицензии ФАС тоже останавливала торги концентратом на ЮМЕКС, но вскоре свои санкции сняла. В настоящее время ценовая политика компании «Апатит» находится под пристальным вниманием федеральных структур. Думается, положение можно еще исправить «медикаментозно», а не «хирургически», не дожидаясь окриков премьера.
В последнее время давление естественных и «противоестественных» монополий на российского потребителя постоянно усиливается. Наблюдается безудержный рост цен на топливо, некоторые виды стройматериалов и, что особенно болезненно для россиян, на сельхозпродукцию. Причина очевидна: у монополистов соображения пресловутой маржи перевешивают чувство ответственности. Нарушается баланс между интересами производителя и государства. Монополии в одностороннем порядке дезавуируют общественный договор между бизнесом и властью. Извращаются общепринятые мировые понятия биржевой торговли. Справится ли с ситуацией антимонопольная служба самостоятельно или для этого в каждом конкретном случае потребуется «хирургическое» вмешательство высших руководителей государства и федеральных структур, таких, как ФСФР, которые в принципе не обязаны дублировать работу ФАС? Хотелось бы думать, что справится. В противном случае – если монополисты не умерят свои аппетиты – под ударом окажется не только рядовой потребитель, но и вся экономика России. Тревожные последствия погони монополий за большой маржой уже ощущаются в доме каждого россиянина.