За два месяца, прошедшие с момента заявления Дмитрия Медведева о необходимости усиления борьбы с коррупцией, развернулась целая дискуссия о возможных инструментах и результатах такой борьбы. Целый ряд комментаторов утверждают, что сейчас ведется серьезная концептуальная проработка антикоррупционной политики. Процесс идет не слишком быстро, но зато имеется возможность внимательно проанализировать предложения по борьбе с коррупцией и провести их тестирование на уровне отдельных регионов. Согласно другим оценкам, в ходе борьбы с коррупцией не будут «изобретать велосипед», а вместо этого акцент сделают на «проверенных» шагах вроде ужесточения наказания чиновников и поощрения граждан к информированию власти о случаях коррупции. Наконец, часть экспертов ожидают, что основным итогом антикоррупционной политики станет усиление административного веса правоохранительных органов и судов.
Основной пакет решений по борьбе с коррупцией будет принят ближе к осени. Но представления о том, какие рецепты наиболее эффективны, формируются у общества и элит уже сейчас. Пищу для размышлений здесь дает опыт антикоррупционных кампаний, развернувшихся в регионах. Их опыт пока противоречив.
Одним из самых громких событий последних недель стал конфликт вокруг экс-главы администрации президента Башкирии Радия Хабирова. Антикоррупционная кампания в Башкирии имеет свои особенности, выделяющие ее из других регионов.
Во-первых, беспрецедентно высок статус смещенного чиновника. Ранее в регионах случались прецеденты увольнений и уголовных дел в отношении заместителей вице-губернаторов. Но ранее такие случаи обычно означали попытку следователей и прокуроров оказать давление на действующих глав регионов. В данном случае позицию правоохранительных органов поддержали и Муртаза Рахимов, и местное отделение «Единой России».
Во-вторых, увольнение Хабирова (которому инкриминируют сокрытие доходов, а также незаконные использование и распределение недвижимости) не сопровождалось попытками его ареста. Наоборот, экс-глава администрации даже получил возможность начать публичную контригру. Пока что активность Хабирова серьезного эффекта не принесла. Даже «Единая Россия», предвыборный штаб которой возглавлял бывший глава администрации, исключила его из своих рядов, намекнув, что этот шаг является лишь стартом в рамках заявленной политики по «очищению рядов».
В-третьих, руководство Башкортостана фактически обязалось не сводить атаку Хабирова к рассмотрению конкретного «персонального дела». Как следует из заявлений официальной Уфы, здесь затевают серьезную перестройку работы органов власти, чтобы разрушить появившиеся в последние годы у местных политиков и предпринимателей ассоциации администрации президента республики с финансовыми злоупотреблениями, рейдерством, силовым давлением на оппонентов.
Если Муртазе Рахимову действительно удастся решить эту задачу, башкирские власти могли бы рассчитывать и на благоприятный федеральный резонанс, и на повышение инвестиционной привлекательности республики. Успех здесь был бы особенно значим – ведь часто антикоррупционные кампании только отпугивают инвесторов. Самым ярким примером этого является Приморский край. С момента обысков у губернатора Сергея Дарькина в середине мая в регионе так и не появилось определенности: то ли правоохранительные органы готовят обвинения в адрес главы края, то ли предстоит его «политическая реабилитация».
А главными жертвами борьбы с коррупцией оказываются главы муниципальных образований. Как гласила шутка времен Ильфа и Петрова, лучше попасть под трамвай, чем под кампанию. В большинстве случаев «под кампанию» сегодня попадают мэры и главы районов. А наличие политического заказа порой никто и не скрывает. Например, противники мэра Орла Александра Касьянова обратились за санкцией на его арест в суд расположенного за тысячу километров города Чебоксары. А для отстранения от должности мэра Апшеронска суду хватило, например, такого «злоупотребления», как несвоевременное ознакомление сотрудников администрации с графиком отпусков.