Полномочному представителю президента в ЦФО Георгию Полтавченко придется активно решать армейские проблемы в своем округе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Чрезвычайные события, произошедшие в войсках на минувшей неделе, вновь заставили общество и СМИ говорить о проблемах контрактной армии. Самое громкое ЧП – убийство военнослужащим четырех сослуживцев на дальневосточном полигоне Сергеевка – вместе с министром обороны взял под личный контроль полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Сергей Сафронов. Такие действия главный представитель исполнительной власти в ДФО предпринял впервые.
Ни руководство Дальневосточного военного округа (ДВО), ни прибывшая комиссия Минобороны не имели тех полномочий, которые были у главного федерального инспектора в Приморье Сергея Лелюхина, расследовавшего происшествие.
И именно пресс-служба ДФО распространяла информацию о причинах ЧП. «Неуставные отношения, низкий уровень дисциплины и слабый контроль командования за подчиненными» – основные причины трагедии, – доложил результаты расследования Сергей Лелюхин.
Федеральный инспектор ничего нового не открыл. Между тем громкое массовое убийство солдат-профессионалов в ДВО дало основание комиссии Общественной палаты, которую возглавил секретарь ОП Евгений Велихов и которая по совпадению именно на прошлой неделе начала работать в дальневосточных войсках, говорить о том, что реформа контрактной армии потерпела крах.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей Александр Каньшин считает ошибкой быстрый переход армии на контрактную основу. «Те кадры, которыми мы укомплектовали наши вооруженные силы, из-за слабой подготовки в школе, из-за слабой работы военкоматов не могут сегодня быть допущены к несению караульной службы. Представляете? Половина личного состава не могут быть допущены», – возмущался он после заседания военного совета ДВО, на котором комиссия ОП вместе с армейским руководством обсуждала эти проблемы. Заметим, что выводы ОП никто из военачальников не опроверг. Как и не подверг сомнению возможность работы ее членов в военном Совете ДВО.
Источник в Минобороны РФ, пожелавший не афишировать свою фамилию, заявил «НГ», что администрации президента от главы государства поставлена задача в минимальный срок организовать эффективный гражданский контроль за вооруженными силами. Этот контроль возложен на полпредов президента в федеральных округах (они, как известно, являются заместителями главы администрации президента), а также на Общественную палату, которая к 1 сентября должна представить в Кремль свои предложения по мероприятиям, способствующим повышению боевой эффективности и дееспособности Российской армии и других силовых структур. Каньшин уже озвучил некоторые из обсуждаемых предложений, в частности о возвращении в школу обязательных занятий по начальной военной подготовке, что сразу же вызвало дискуссии по этому вопросу в СМИ и в самой ОП. Дискуссии дискуссиями, но к сентябрю академик Велихов должен обобщить звучащие в обществе предложения по повышению качественных характеристик войск и положить на стол президента на основе них свои выводы и предложения. Видимо, предложение о возвращении НВП в школы не будет единичным. Ведь предложения по повышению эффективности контрактной службы звучат не только от военных и заинтересованных структур ОП.
Недавно, выполняя задачу президента, проблемы контрактной армии обсудил на выездном заседании в Белгородской области с участием всех глав субъектов Федерации Центрального федерального округа и руководителей силовых структур полпред главы государства в ЦФО Георгий Полтавченко. Ему также поступили некоторые довольно дельные предложения от региональных руководителей по повышению эффективности контрактной армии. Так, губернатор Московской области Борис Громов предложил ввести в схему привлечения контрактников так называемые отсроченные целевые выплаты, аналогичные материнскому капиталу. А мэр Москвы Юрий Лужков считает, что в целях привлечения в армию достойных молодых людей по конкурсу необходимо разрешить контрактникам вступать в ипотеку за счет фондов ВС РФ с первых дней службы (сейчас ему это можно делать спустя 3 года службы, после заключения 2-го контракта). От выступавшего на совещании начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-полковника Василия Смирнова опять досталось РОСТО-ДОСААФ за то, что оно очень слабо готовит призывников по военно-учетным специальностям. Поэтому со стороны Минобороны РФ к губернаторам было повторно озвучено предложение, разосланное в письмах: поставить РОСТО-ДОСААФ под контроль местной власти, то есть сделать ее общественно-государственной структурой.
Полтавченко пока никак не отреагировал на предложения Минобороны по реформированию РОСТО-ДОСААФ, а также на инициативы Громова и Лужкова. Да и трудно отреагировать – здесь нужны изменения в законодательстве, бюджете страны. Такое быстро не решается. Между тем участие Полтавченко в решении армейских проблем, видимо, не будет эпизодическим, как и такое участие других полпредов президента в федеральных округах. Ведь все понимают, что вдруг возникшая озабоченность полпредов проблемами войск и усиленный контроль новой администрации президента РФ за войсками носит еще и политический характер и связан со сменой власти в Кремле. Новый президент ищет дополнительные способы контроля над армией и другими силовыми структурами. Насколько же этот контроль будет способствовать действительному решению проблем войск и внедрению там форм построения гражданского общества, сказать пока трудно.