Наконец-то со стороны государственного органа власти проявлена политическая воля: не на словах, а на деле предпринята попытка обуздать монополизм на рынке апатитового концентрата. Положить конец использованию мошеннических схем, разогревающих инфляцию, – этого давно добивались компании, вынужденные покупать фосфатное сырье у монополиста ОАО «Апатит», входящего в холдинг «ФосАгро».
К каким только способам ни прибегал монополист, чтобы вынудить потребителей принять навязываемые им условия игры. Компания-монополист фактически уже подмяла под себя весь фосфатный сектор отрасли по производству удобрений. Остался лишь один ОАО «Акрон», его-то и надо дожать. Каждый раз изобретаются новые уловки для того, чтобы наказать непокорного потребителя и отказать ему в поставках продукции по разным причинам. То якобы не вовремя подана заявка, то руда пошла плохого качества и снизился объем производства апатитового концентрата.
В итоге только в 2007 году работа ОАО «Акрон» была серьезно нарушена два раза. В 2008 году дочернее предприятие холдинга ОАО «Дорогобуж» обеспечено апатитом всего на 60%, остановки производства сложных удобрений происходят практически ежемесячно. В остальное время производство работает на пониженных мощностях. В то же время поставки сложных удобрений с ОАО «Дорогобуж» отечественному АПК достигали 87–89% от месячной выработки. Таким образом получается, что благодаря монополисту российское сельское хозяйство не получило в 2008 году в период весеннего сева свыше 100 тыс. тонн необходимых сложных удобрений.
Конфликт «Апатита» с «Акроном» стал притчей во языцех. Дошло до того, что контракт на поставку апатитового концентрата старейшему партнеру пришлось заключать через суд. И если с «Акроном» не мытьем, так катаньем удалось заключить долгосрочный контракт, с другим предприятием этой холдинговой компании ОАО «Дорогобуж» (Смоленская область) он заключен на других условиях: половина годового объема поставляется по фиксированной цене, остальной объем приходится покупать на бирже (см. «Ведомости» 21.11.07). О том, что апатит под надуманными предлогами поставляется с перебоями, уже сказано выше. А вот как организованы торги апатитовым концентратом на бирже – разговор особый.
Второй год монополист реализует апатит на бирже, и второй год потребители несут потери от тех цен, по которым его продают. Перевод торговли апатитовым концентратом с контрактного на биржевой принцип усилил доминирование производителя. Нигде в мире, кроме России, на биржевые торги не выводится продукция предприятий-монополистов. В ситуации единоличного присутствия монополиста на бирже и искусственного дефицита сырья биржевые торги из эффективного инструмента рыночной экономики превращаются в прикрытие злоупотреблений доминирующим положением и получения сверхприбылей за счет производителей минеральных удобрений.
В связи с многочисленными злоупотреблениями и нарушениями законодательства о биржевой торговле, допущенными при организации и проведении торгов апатитовым концентратом ЗАО «Биржа «Юмекс» 24 июня 2008 года. Федеральная служба по финансовым рынкам России приостановила действие его лицензии на организацию биржевой торговли.
В этой ситуации удивляет позиция ФАС. По информации «Ведомостей», Антимонопольная служба рекомендовала «ФосАгро» биржевую форму реализации этого продукта. Несмотря на то что его производит монополист и что сам продукт является дефицитным. Очевидно теперь, когда вскрылись явные недостатки его продажи на бирже, ФАС трудно признать неудовлетворительными свои рекомендации. В то время как ФСФР приостановила действие лицензии биржи «Юмекс» из-за недостаточного контроля за ценообразованием и проводит проверку фактов нарушений, монополисту разрешили перевести торги апатитовым концентратом на Московскую фондовую биржу.
Раскрученная «ФосАгро» схема не дала сбоя и на Московской фондовой бирже 20, 23, 24 и 25 июня 2008 года, когда состоялись торги для традиционных российских потребителей апатитового концентрата. При стартовой цене 2360 руб. за тонну апатита они завершились сделками по ценам 7050, 10 570, 10 700, 11 550 руб. соответственно. Правилами биржевой торговли в секции товарного рынка МФБ и Регламентом проведения биржевых торгов в отделении «Минеральное сырье» предусмотрена такая мера предотвращения манипулирования ценами, как отстранение от участия в торгах тех участников, в действиях которых обнаружены признаки манипулирования ценами. Но ни расследования хода торгов 20, 23, 24 и 25 июня, ни привлечения к ответственности виновных в них лиц со стороны МФБ не проводилось.
Как считают наблюдатели, биржевые торги апатитовым концентратом проводились в условиях отсутствия у покупателей полной информации относительно порядка и формы их проведения. Так, согласно письму посреднической организации ООО «Траст-брокер», единолично реализующей этот товар в товарной секции МФБ, и письму ЗАО «Фосагро АГ» в адрес ОАО «Дорогобуж», формой проведения торгов 20, 23, 24 и 25 июня 2008 года должен был быть «аукцион на повышение». На сайте МФБ информационное сообщение о торгах апатитовым концентратом ограничивалось тем, что торги проводятся по сессии «J», режим которой не доводится до сведения участников торгов. В действительности же торги проводились в режиме «аукциона по реализации товаров производителями».
В данном случае был нарушен регламент биржевых торгов. В соответствии с ним избранный режим проведения торгов – «Аукцион по реализации товаров производителями» – «проводится при проведении продаж товара, когда в качестве продавца выступает один участник торгов, занимающий доминирующее положение на рынке данного товара». По данным Федеральной антимонопольной службы доминирующее положение на рынке апатитового концентрата занимает ОАО «Апатит», а никак не ООО «Траст-брокер», продающее апатитовый концентрат на МФБ от своего имени.
Ни ООО «Траст-брокер», ни Московская фондовая биржа не извещают покупателей о полном объеме товара, который будет выставлен на торги. При этом ООО «Траст-брокер» на торговых сессиях делает минимальные по объему заявки на продажу. Это приводит к искусственному дефициту сырья, взвинчиванию минимальной цены для заявок на следующей торговой сессии и в конечном итоге к завышенным ценам по результатам торгов.
В условиях, когда в биржевых торгах принимает участие единственный продавец, монопольное положение которого является предпосылкой для установления завышенных цен, вопросам контроля за ценообразованием должно уделяться со стороны биржи особое внимание. Но сложившаяся на МФБ практика показывает, что организованные на ней торги апатитовым концентратом нельзя назвать действенным механизмом предотвращения манипулирования ценами и обеспечения справедливого ценообразования для потребителей РФ.
В то же время, по нашим подсчетам, почти 80% экспортных поставок апатитового концентрата производства ОАО «Апатит» в 2008 году осуществляется по прямым контрактам и по ценам около 4000 руб. за тонну. С иностранными покупателями монополист смог договориться, а традиционных российских партнеров вынуждает выходить на биржу, где путем манипулирования торгами и объемами сырья взвинчивает цены до монопольно высоких.
Таким образом, Федеральная антимонопольная служба оказывается в недвусмысленной ситуации: вместо борьбы с монополизмом она как бы оказывает содействие монополисту. При этом служба, вероятно, осведомлена о том, что технологические особенности производства удобрений на большинстве независимых от «ФосАгро» предприятий не позволяют использовать никакое другое сырье, кроме производимого на ОАО «Апатит». Зависимость от сырьевого монополиста является абсолютной, поэтому его деятельность требует особого внимания со стороны контролирующих антимонопольных органов. Пока этого не наблюдается.
Проблема монополизма актуальна не только в ситуации биржевой торговли фосфорным сырьем, но и на рынке цемента. Цены на цемент возросли настолько, что его стало выгоднее ввозить из-за границы.
Хотели как лучше, а получилось как всегда. К сожалению, актуальность этого афоризма в России непреходяща. Начинания правительства России по введению биржевой торговли как максимально прозрачного механизма рыночной экономики обернулись новой проблемой – усилением монополизма. Биржевая торговля продукцией, производимой предприятиями, доминирующими на рынке, приводит к отрицательным последствиям для традиционных промышленных потребителей этой продукции.
Стараясь оградить себя от диктатуры монополистов, потребители монопольного товара вместо того чтобы направлять свои инвестиционные потоки на модернизацию основного производства и решение социальных нужд коллективов, вынуждены вкладывать огромные средства в развитие собственной сырьевой базы. Как правило, эти вложения осуществляются не в те регионы, где расположены заводы, что могло бы укрепить их экономику и увеличить налоговые поступления, а в регионы, обладающие большими запасами сырья. Это приводит к усилению диспаритета регионального развития в пользу сырьевых территорий.
В России есть Закон «О защите конкуренции», с самых высоких трибун звучат заверения о борьбе с монопольным произволом. Жаль только, что не всегда доходит до дела. Хочется надеяться, что ФСФР окажется принципиальной до конца и те же претензии, по которым приостановила деятельность лицензии ООО «Биржа «Юмекс», предъявит Московской фондовой бирже. Основания для этого налицо. Немало поводов для организации надлежащей проверки биржевых торгов апатитовым концентратом есть и у Федеральной антимонопольной службы. Пора сказать монополизму «нет»!