«Хорошо поставить вопрос – значит наполовину решить его».
Д.И.Менделеев
Прошедший в конце июня в Ханты-Мансийске саммит Россия–ЕС положил начало долгожданным переговорам по новому договору о партнерстве и сотрудничестве. Было поставлено много вопросов, ключевых для решения стоящих перед Россией и ЕС задач.
Систематизация масштабной совместной работы по созданию общей экономической зоны, режима свободной торговли, постепенной отмены визового режима, о начале которой было заявлено на саммите, означает окончательный выбор «европейского вектора» развития российского общества. Для расширяющейся и объединяющейся Европы это еще одно публичное признание России в качестве стратегического геополитического партнера.
Текущий момент системы международных отношений и состояние мировой экономики дает политическим элитам двух сторон уникальный шанс. Сформировать общее поле равноправных взаимоотношений, на котором будет строиться дальнейшее взаимодействие. Это процесс не быстрый. Только на формулирование окончательных положений нового договора о партнерстве уйдет, по разным оценкам, до двух лет. Воплощение заложенных в него положений займет десятки лет. Вот почему так важен начальный этап этого процесса, свидетелями которого мы стали.
Символично, что в Ханты-Мансийске стороны прежде всего продемонстрировали наличие общих интересов, нашли точки соприкосновения и высказали готовность устранять общие угрозы. Темами, основываясь на развитии которых можно расширять сотрудничество, стали в первую очередь безопасность и сотрудничество в гуманитарной сфере.
Не менее значимо было и само место проведения саммита. Выбор Ханты-Мансийска – столицы одноименного автономного округа, территории богатой природными ресурсами, был воспринят сторонними наблюдателями как сигнал к тому, что главенствовать во взаимоотношениях по-прежнему будет экономика.
На мой взгляд, ключевым моментом для понимания выбора места проведения саммита стал V Всемирный конгресс финно-угорских народов, состоявшийся на следующий день после переговоров Россия–ЕС. Желание руководства России развивать партнерство в культурной и этнической сферах отражает общность культурно-исторического развития населяющих страны Европы народов и общность стоящих перед Европой и Россией проблем в этой сфере. Диалог России со странами ЕС может быть эффективным, только если в него на практике будут вовлечены миллионы людей с обеих сторон, причем не столько людей бизнеса, столько людей образования и культуры, представленных неправительственными организациями и объединениями. Ханты-Мансийск выступает здесь как пример российского этнического и культурного многообразия, пример мирного и успешного сосуществования и взаимодействия представителей разных культур.
Россия – это Европа, и географически, и экономически, и политически, и культурно. Но – и это понимают все «и там, и здесь» – Россия в Европе в силу многих причин держится особняком. И для развития нашего диалога необходимо продолжать процесс сближения, при котором тема открытости наших народов друг другу неизбежно будет возникать все чаще и чаще. Для того чтобы избежать «культурного шока», населяющие наши страны народы должны учиться понимать и разделять ценности и взгляды друг друга не в условиях, в лучшем случае, «ежегодного отпускного визита», а на постоянной основе. Только такой подход даст возможность сформировать благоприятную психологическую атмосферу, избежать формирования возможных фобий, предрассудков, этнических стереотипов, приводящих к появлению ксенофобских настроений и экстремизма. Нам надо узнавать друг друга и узнавать больше друг о друге.
Политики налаживают взаимоотношения для того, чтобы обеспечить благосостояние и безопасность граждан. Вот почему в новом договоре между Россией и ЕС должны быть зафиксированы готовность и стремление сторон совместно бороться с экстремизмом, национализмом, расизмом и антисемитизмом, совершенствовать национальные законодательства в сфере межэтнических отношений.
Подобно тому, как положения будущего договора по политическим и экономическим вопросам формируются уже сегодня крупными политическими и экономическими акторами, неправительственные и общественно-политические организации России и Европы должны формировать основные положения взаимодействия в гуманитарной сфере. Опыт и история гражданского общества в Европе уникален, потенциал гражданской сферы в России неисчерпаем. Объединенные вместе, они могут активно противостоять общим вызовам, стоящим сегодня перед нами: ростом нетерпимости на фоне увеличивающейся и неконтролируемой миграции, межэтническими конфликтами, демографическим кризисом.
Для решения существующих проблем и предотвращения появления новых очагов напряженности необходима масштабная законотворческая работа, конечной целью которой станет обновление существующей законодательной базы и принятие общеевропейских законов толерантности и универсальной законодательной системы, которая позволит эффективно противодействовать всем видам нетерпимости во всех странах континента. Существует идея сделать это в форме универсальной модели типового законодательства, предлагаемого для адаптации и внедрения в национальных государствах континента с учетом сложившихся в них межэтнических и межконфессиональных отношений.
Параллельным направлением работы должно стать внедрение в образовательных учреждениях Европы и России нестандартных, живых и интересных для молодого поколения программ воспитания толерантности. В основе таких программ – необходимость научить пониманию представителя «другой» культуры, рациональному осознанию культурных особенностей и различий. Именно такие программы станут основой формирования толерантного сознания молодого поколения.
Цели распространения идей толерантности среди граждан наших стран призваны служить и массовые тематические мероприятия, к которым будет привлечено внимание СМИ, а к участию приглашены видные политики, общественные деятели, представители творческих профессий, простые граждане. Центральным событием в этом году должна стать серия мероприятий, объединенных идеей борьбы со всеми формами дискриминации, нетерпимости и расизма в современном обществе, так называемого Дня толерантности в Европе. Этот день обозначит переход к новому уровню ведения законодательной, образовательной и просветительской работы по укреплению толерантности как основы стабильности единого европейского общества.
Сегодня, находясь на промежуточном этапе формирования новых принципов отношений между странами Европы и Россией, мы должны видеть больше подобных инициатив, направленных на формирование в обществе духа уважения к закону и другим культурам. В этом – основа укрепления единства и безопасности Европы через многообразие населяющих ее народов и вклад гражданского общества в формирование договора о сотрудничестве между Россией и ЕС.