В ближайшее время согласно закону об акционерных обществах будет проведено годовое собрание акционеров ОАО «Федеральный центр логистики», в ходе которого будет решен вопрос о дальнейшей судьбе этого дочернего предприятия Росимущества. Оценка действий нового руководства и возможность дальнейшей приватизации ОАО «Федеральный центр логистики» (ФЦЛ) на этот раз будет зависеть от бывшего главы Российского фонда федерального имущества Юрия Петрова, а также его кураторов – заместителя министра экономического развития Александры Левицкой и первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова.
Ранее мы писали о том, что после незаконной и безосновательной смены генерального директора ОАО «Федеральный центр логистики» в организации, подведомственной начальнику одного из управлений Росимущества Игорю Романенко, началась череда странных событий. Первым шагом вновь назначенного менеджмента – Геннадия Короткина, Вячеслава Тареличева, Андрея Поспехова, Дмитрия Жукова и Валерия Борисова – стала выдача бессрочного кредита в 320 млн. руб. несуществующей фирме ООО «Спарта». Следом за этим к продаже были подготовлены самые прибыльные объекты, находящиеся в собственности ФЦЛа: четырехзвездочный отель «Береста Палас», гостиница «Сибирь», а также пансионат «Магадан» в Сочи, вторая очередь угольного порта «Восточный порт» и многие другие активы ФЦЛ. Однако воплотить в жизнь эти идеи новому руководству было не суждено. Торги, назначенные на 13 апреля, пришлось срочно отменять.
В редакцию попали документы, объясняющие причины столь торопливого решения. Торги по продаже перечисленных активов были отменены после того, как организатор аукциона ООО «Центр реализации имущества должников» не принял заявку от одного из претендентов. Ясное дело, уязвленный соискатель обратился с жалобой в компетентные органы, в том числе в Росимущество. В воздухе запахло публичным скандалом, который мог привести к нежелательным последствиям не только для Игоря Романенко и нового менеджмента ФЦЛ, допущенного к активам общества, но и для руководства Росимущества. Судя по всему, эти резоны и заставили объявить об отмене торгов. А организовать уже новый аукцион менеджмент, видимо, не успевал.
29 марта, то есть за две недели до конкурса, в одном из московских районных судов должно было состояться слушание дела о восстановлении в должности бывшего генерального директора ФЦЛ Ибрагима Мамилова, которого, по его мнению, безосновательно уволил Игорь Романенко. В случае, если бы правосудие оказалось на стороне истца, то предыдущий менеджмент, объявивший о продаже гостиниц, автоматически исключался из этого процесса. И тогда все желающие смогли бы принять участие в конкурсе, что вовсе не входило в первоначальные планы организаторов. Игорю Романенко, Вячеславу Тареличеву, а также бывшему начальнику службы безопасности РФФИ Андрею Поспехову, а ныне заместителю гендиректора ФЦЛ, не помогла даже болезнь судьи, которая по странному стечению обстоятельств хотя и приболела, но только на неделю.
Сделки сорвались, но было найдено «гениальное» решение реализовать наиболее прибыльные объекты – продать не успели, но можно без конкурса сдать в долгосрочную аренду. Организовав передачу в аренду не проданных на торгах объектов недвижимости, новый менеджмент одновременно дал согласие на проведение их капитального ремонта, но только после государственной регистрации этих договоров.
Как известно, капитальный ремонт согласно нормам Гражданского кодекса РФ осуществляется за счет арендодателя (собственника). В обычной коммерческой деятельности владелец сначала производит переустройство и обновление и лишь затем сдает имущество в аренду, поскольку ее стоимость вследствие этого увеличивается в разы. В случае же управления федеральным имуществом все происходит наоборот: объекты сдаются в аренду в их начальном виде, а уже после оформления договора аренды стороны приходят к согласию на производство капитального ремонта помещений за счет собственника.
Сдавая в аренду гостиницу «Береста Палас», в ФЦЛ не стали принимать во внимание тот факт, что ставка арендной платы была рассчитана до ремонта помещений, что означает невозможность ее изменения после завершения ремонта. Следовательно, эти расходы явно неоправданные.
Для расчета ставки арендной платы ООО «Межрегиональная консалтинговая группа «Развитие и Созидание» был подготовлен отчет, согласно которому гостиницу «Береста Палас» 1991 года постройки оценили как бизнес в размере 41,4 млн. руб., а вот ее ремонт обойдется ФЦЛ в 90 млн. руб. Причем в эту сумму не входят расходы на обновление номерного фонда, которые, вероятно, также встанут в десятки миллионов.
Тот, кто не поленится зайти на сайт отеля, удивится красоте и убранству четырехзвездочной гостиницы в 220 номеров, размещенных на площади свыше 15 тыс. кв. м, с современным рестораном и SPA-салоном и навряд ли сможет понять, как можно «использовать» на капремонт сумму свыше 90 млн. руб. Красота же гостиницы была оценена в сумму чуть больше квартиры в центре Москвы. То есть ремонт здания в два раза превышает оценочную стоимость всего отеля! Руководство ФЦЛ, сдающее дорогой гостиничный объект по заниженной цене, не только лишает общество прибыли, но и увеличивает сроки окупаемости проекта. Видимо, к принятию столь невыгодных для государства, но крайне «интересных» условий для самих чиновников и сводятся задачи менеджмента, руководимого Игорем Романенко.
Череда строительных работ затронула и другие объекты, находящиеся в собственности ФЦЛ. Впрочем, как выяснилось, «капитальный ремонт» оказался таковым лишь по стоимости. В редакции находится документ, который имеет отношение к отелю «Тверь». Подрядные организации после проведения определенного объема работ, которые оцениваются примерно в 35 млн. руб., были отсюда просто изгнаны, а труд людей не оплатили. Более того, подрядчикам даже отказали в проведении экспертизы выполненных работ, стоимости закупленных материалов и т.п. Взамен смещенных руководство набирает новых строителей и заключает с ними договоры на те же самые работы...
«Если есть претензии к качеству, то почему не дают возможность провести обследование выполненных работ и даже не пускают на территорию», – возмущается представитель подрядчика. – Вероятно, действия руководства ФЦЛ вызваны иными мотивами, чем банальное недовольство качеством. По всей видимости, они из той же серии, что и отмена торгов, которые давно превратились в фарс, или стали лавочкой «для своих».
К сожалению, в нашей стране очень часто чиновничье решение не плод экономических расчетов и стремления приумножить государственную казну, а результат конъюнктуры и жажда личного обогащения. Любым путем, как показывает печальный опыт новых управленцев ОАО «Федеральный центр логистики» и их кураторов или опекунов в Росимуществе.