В государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Русская живопись XVIII – первой трети XX вв.», представляющая 68 картин из коллекции Челябинского музея искусств. Полотна прибыли в Москву из столицы Южного Урала в рамках всероссийской программы «Золотая карта России». Открытие выставки в Третьяковке приурочено к празднованию 75-летия Челябинской области.
Федеральный проект «Золотая карта России» направлен на воссоздание единого культурного пространства России и пропаганду хранящегося в музеях страны отечественного и мирового культурного наследия. С 1999 года в Третьяковке – одном из самых известных художественных музеев России – демонстрируются наиболее интересные полотна, собранные в региональных музеях. Экспозиция из Челябинска была уже 32-й по счету, однако, по мнению директора Третьяковской галереи Валентина Родионова, она способна преподнести любителям живописи немало сюрпризов: «Это потрясающая экспозиция. Особенно приятно, что наряду с работами самых гениальных художников России здесь сейчас находится особая выставка Николая Ивановича Русакова, уроженца Челябинского уезда. Это замечательные работы художника, со дня рождения которого в этом году исполняется 120 лет».
Выставка, открывшаяся накануне празднования 75-летия Челябинской области, представляет посетителям Третьяковки полотна, условно разделенные на две части – классическую русскую живопись и советское живописное искусство начала XX века. По словам заведующей отделом выставок Третьяковской галереи Нины Дивовой, это связано с тем, что формирование коллекции Челябинского музея искусств было достаточно оригинальным: «Со строительством Восточно-Сибирской железной дороги Челябинск стал очень важным узловым центром, и в 30-е годы туда ездили бригады поэтов, писателей и художников на стройки. Поэтому основа музея – это огромные полотна Дейнеки, Герасимова, Сарьяна, которые хранятся в Челябинске, но которые не могут быть показаны в силу того, что музей очень небольшой». Коллекция классического искусства в челябинской галерее сформировалась лишь в мае 1941 года, после того как из фондов Государственного Русского музея на Урал прибыло более 100 полотен и гравюр.
В числе наиболее знаменитых работ Челябинского музея искусств, относящихся к коллекции классической русской живописи, – уникальная парсуна Александра Невского, выполненная неизвестным художником начала XVIII века. Парсуна – это отдельный живописный жанр портретной иконы – еще не портрет, который появился в России несколько позже, но уже и не икона. На парсуне, которая выполнена маслом на холсте, Александр Невский изображен в великокняжеской одежде без нимба и выглядит, скорее, не как святой, а как исторический деятель, грозно угрожающий неприятелям своим поднятым мечом. Первоначально парсуна принадлежала Александро-Невской лавре и в Челябинск попала в 1941 году. В прошлом году настоятель Александро-Невской лавры архимандрит Назария сообщил, что хранящееся в Челябинске полотно – это синодальная икона, святыня, подаренная лавре в 1746 году представителем царской семьи князем Василием Нарышкиным.
Жемчужинами классического собрания Челябинского музея также являются две редчайшие миниатюры, выполненные на картоне. Это изящный автопортрет Дмитрия Левицкого и портрет жены художника Настасьи Левицкой. Сначала считалось, что их автор неизвестен, но в 50-е годы сотрудница Челябинского музея Антуанетта Козлова доказала, что миниатюры были написаны самим Левицким. Поскольку автопортретов этого художника нет больше ни в одном музее, челябинские миниатюры являются экспонатами мирового значения. Среди включенных в экспозицию Третьяковки полотен особенно интересна работа Ивана Айвазовского «Отара овец на закате» – редкая «континентальная», а не морская картина прославленного мариниста. Также в экспозиции портретная галерея, состоящая из работ Василия Перова, Алексея Венецианова, Ивана Крамского, Василия Тропинина.
Наиболее полно в собрании Челябинского музея искусств представлены работы, относящиеся к началу XX века. Это «Бабы» Филиппа Малявина, «Купальщица» Николая Фешина, пейзажи и натюрморты Николая Кузнецова. В сороковые годы в числе картин, переданных в собрание Челябинского музея Русским музеем, была работа знаменитой русской авангардистки Веры Пестель. Картина Пестель поступила в музей под названием «Кубизм. Музыкальные инструменты», однако в 2000 году выяснилось, что это не натюрморт, а кубофутуристический портрет одного из величайших деятелей русского авангарда, живописца, графика и монументалиста Владимира Татлина, которого называли одним из апостолов русского авангарда. Татлин изображен с бандурой, с которой он в 1914 году ездил на кустарную выставку в Берлин, где изображал слепого бандуриста. На холсте Пестель среди кубистических изломов виден профиль Владимира Татлина, гриф бандуры и струны, которые оттягивает рукой художник. Это произведение хранилось в числе эталонных образцов, на которых еще один великий авангардист Казимир Малевич учил своих студентов.
На челябинской выставке в Третьяковке особая роль отведена работам одного из основателей художественной школы на Южном Урале, создателя регионального отделения Союза художников Николая Русакова. Этого автора на Урале знают и любят – недавно состоялись две выставки его картин, а в свет вышли несколько монографий, посвященных его творчеству. Художник родился в Челябинском уезде, и в Казанской художественной школе учился живописи у знаменитого импрессиониста Николая Фешина. Влюбленный в Восток Русаков в начале века совершил путешествие вдоль берегов Индостана, которому посвящены множество его картин. На выставке представлена 21 работа Русакова на восточные темы, среди которых – «Гейши Киото», «Автопортрет в чалме», «Вечер в Индии», «Багдад» и др.