Сегодня Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) рассмотрит иск депутата Законодательного собрания Красноярского края Анатолия Быкова против Российской Федерации. Авторитетный предприниматель обвиняет государство в незаконном использовании в ходе судебного процесса против него данных, полученных в результате спецоперации.
История началась осенью 2000 года, когда в результате провокации Анатолий Быков оказался за решеткой. В вину ему вменялась организация покушения на Вилора Струганова, который был в то время широко известен под кличкой «Паша Цветомузыка». Тогда даже по центральным телеканалам показали, как выносили тело якобы убитого «авторитета». Покушение оказалось инсценировкой. О готовящемся преступлении сообщил псевдокиллер Александр Василенко, который пришел с повинной в ФСБ. Там была разработана спецоперация, которая должна была дать силовикам вещественные доказательства против Быкова. Василенко отправился в дом к своему якобы заказчику, доложил о выполнении задания и передал Быкову помеченные специальным веществом бумаги, часы и деньги, принадлежавшие Струганову. Разговор с Быковым Василенко тайно записал. После этого к Анатолию Быкову нагрянули силовики, которые и нашли эти «доказательства» убийства.
Летом 2002 года Мещанский суд Москвы вынес приговор Анатолию Быкову, осудив на шесть с половиной лет условно. Уже тогда адвокат бизнесмена Генрих Падва заявил, что будет подавать иск в Страсбургский суд. В сентябре 2006 года Палата суда приняла решение о приемлемости жалобы красноярского бизнесмена.
Быков считает, что разговор с Василенко был скрытой формой допроса, при этом он не мог воспользоваться процессуальными гарантиями – например, правом не свидетельствовать против себя. Российское правительство, как сообщает сайт ЕСПЧ, считает, что расследование было проведено на законных основаниях и с должным соблюдением прав обвиняемого: «Право на молчание появляется после того, как предъявлено обвинение. А санкция суда на прослушивание не понадобилась, так как Василенко открыто и с согласия Быкова попал к нему в дом».
Сегодняшние события стали эхом грандиозной войны, которая развернулась на берегах Енисея в эпоху губернаторства Александра Лебедя. Главным его противником был Анатолий Быков, на которого было заведено несколько уголовных дел. «Березовский и Абрамович подсунули мне Лебедя как наживку, и я за нее схватился. Не хватило мне тогда ума и какой-то гуманитарной базы, чтобы просчитать последствия. Хочу опровергнуть один миф. Быков с Лебедем не воевал. Я воевал с безобразиями, которые при нем творились», – признался в свое время Быков корреспонденту «НГ».
«Для Быкова этот иск – возможность получить психологическую компенсацию за события начала 2000-х годов. Очевидно, что он никогда уже не станет таким же влиятельным, как в период войны с Лебедем, но само по себе восстановление репутации для него немаловажная вещь, – считает политолог Сергей Комарицын. – Думаю, у него хорошие шансы выиграть это дело, потому что на Быкова работают очень грамотные юристы. К тому же ЕСПЧ обращает особое внимание на процедурные вопросы, а это одно из слабых мест российского правосудия».
Красноярск