Общественный Антикоррупционный совет Воронежской области подготовил рейтинг сфер максимального присутствия коррупции в регионе. По версии общественной организации, состоящей из местных депутатов, предпринимателей и юристов, наиболее коррумпированными в регионе являются образование, дорожное строительство и здравоохранение. Далее идут строительство, ЖКХ и управление госимуществом. Последнее место в рейтинге занимают органы местного самоуправления.
Составленный рейтинг, как пояснил сопредседатель Антикоррупционного совета, депутат Воронежской городской Думы Андрей Померанцев, «основан на опыте нашего общения с жителями области, а также проведении собственных исследований». Задача рейтинга, по словам депутата, – привлечь повышенное внимание контролирующих и правоохранительных органов к указанным сферам.
Возведение на пьедестал коррупционности именно сферы образования связано, судя по всему, с недавним обнародованием результатов тематической проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой (КСП) Воронежской области. Специалисты КСП исследовали практику организации летнего отдыха детей в регионе, а также эффективность и целевое использование бюджетных средств на закупку путевок детям. Проверка показала, что почти 70% воронежских детей, нуждающихся в государственной поддержке, не отдыхают и не оздоравливаются. Более того, специалистами КСП были выявлены крайне странные факты, связанные с коммерческой фирмой «Ольга – XXI век» и Главным управлением образования области. Например, в 2007 году управление как государственный заказчик заключило контракты с этой фирмой и почему-то урезало срок отдыха детей на пять дней. При этом сумма, перечисленная из бюджета коммерсантам, осталась прежней. В итоге доходы «Ольги – XXI век» за неоказанные услуги в 2007 году составили около 2 млн. руб.
Результаты проверки КСП легли в основу возбужденного уголовного дела, которым в настоящее время занимаются следователи Центрального РОВД Воронежа и оперативники ГУВД области. Параллельно было проведено служебное расследование, по результатам которого ряд сотрудников ведомства получили взыскание.
То, что образование оказалось в рейтинге Антикоррупционного совета на первом месте, руководителя главного управления образования Воронежской области Якова Львовича не удивило: «Я – член Межведомственной антикоррупционной комиссии при губернаторе области. Проблему коррупции в образовании мы на ней обсуждаем постоянно. Коррупция связана с тем, что в вузах распространилась практика поборов. И если опрашивают население, то, поскольку у всех дети, конечно, результат опроса мог быть и таким. Мы ситуацию знаем, понимаем и делаем все, что в наших силах: боремся, взаимодействуем с соответствующими правоохранительными структурами. К сожалению, вся наша совместная работа в судах заканчивается тем, что подавляющее большинство дел рассыпается».
А вот начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Воронежской области Дмитрий Чеботарев отнесся к рейтингу общественников крайне скептически: «Что это за общественный Антикоррупционный совет? Я не знаю ни этой общественной организации, ни тех, кто в нее входит. Как они проводили свои исследования? По какой методике? Насколько они правомочны делать такие выводы?»
Любопытно, что в рейтинге Антикоррупционного совета местное самоуправление занимает лишь последнее место, тогда как в практике прокуратуры – все наоборот. Только за последнюю неделю-полторы в действиях около двух десятков районных чиновников сотрудниками надзорного ведомства были выявлены отклонения от норм законодательства о противодействии коррупции и другие нарушения (см. «НГ» от 09.06.08).
Воронеж