Беспрецедентный случай произошел в Приморской столице: пенсионерке-льготнице, которую водитель вытолкнул из автобуса, удалось добиться справедливости. Состоялся суд по гражданскому иску в защиту её интересов. Теперь транспортной компании, сотрудник которой не учел льготные права бабушки, придется выплатить ей компенсацию за моральный ущерб в размере 5 тыс. руб.
Примечательно, что инцидент произошел как раз в момент, когда автотранспортные компании Владивостока подготовили предупреждение- ультиматум городским властям об отказе бесплатно перевозить федеральных и краевых льготников в общественном транспорте. Мотивация: именно пенсионеры способны разорить автотранспортные компании. По сути, огромная группа жителей Владивостока могла оказаться на месте пострадавшей бабушки.
Анализируя ультимативный документ со стороны работников транспорта в мэрии пояснили, что горбюджет и в самом деле несет убытки. Прежде муниципальный бюджет получал субвенции из краевой казны, которые направлялись на счета транспортных компаний в качестве компенсации. Но с начала 2008 года деньги где-то застряли, а в мае были внесены поправки в постановление администрации края, которые отменили пункт с рекомендацией главам муниципальных образований организовать льготный проезд. Возмущению транспортных компаний не было предела: если власть не собирается больше заботиться о льготниках, то водители автобусов не станут их бесплатно перевозить.
«Во Владивостоке нет системы учета льготников, никто не знает, сколько их в действительности пользуется общественным транспортом и как часто, – рассказал «НГ» президент Ассоциации транспортных компаний Игорь Кравцов. – До сих пор не установлен четкий порядок возмещения наших расходов. Потому автотранспортные предприятия если и получают компенсации за перевоз льготников, то как бог на душу положит».
Транспортные компании уже давно просят городскую администрацию вместо проездных удостоверений, которые легко подделываются, давать людям деньги, заложенные в «соцпакет». Для этого нужно на каждого льготника завести персональный счет, и перечислять на него средства. Впрочем, в мэрии уже не раз обсуждали, как провести монетизацию для льготников безболезненно, но дело так и не сдвинулось. Потому что вместо решения проблемы чиновники и народные избранники любят рассуждать о нечестности компаний-перевозчиков. «Водители рассказывают, что получают зарплату до 40 тыс. руб., а по документам – 6 тыс. Вот и вся правда. С «серых» зарплат не платятся налоги, и какое же послабления надо еще транспортникам?» – недоумевает депутат гордумы Александр Приходько.
Когда же депутаты, припертые ультиматумом, наконец, стали обмозговывать, как не разгореться во Владивостоке очередному скандалу и окунулись в документы, то обнаружили шокирующие факты. Выяснилось, к примеру, что льготники получают «живые» деньги на бесплатный проезд в «соцпакете», а город при этом выдает им еще и бесплатный проездной. Получается, что одна и та же услуга оплачивается дважды. Это длится уже три года, при этом, ни у одного чиновника не возникло мысли, что такое возможно.
«Беда в том, что у города нет своего автобусного парка, который перевозил бы непосредственно льготников. Транспортный рынок Владивостока поделили в конце 90-х годов, когда экс-мэр Юрий Копылов решил, что автобусный парк городу не выгоден. В ту пору автобусы жгли, били водителей, резали колеса, а пассажирские маршруты разыгрывали в «шапке», как лотерейные билеты – рассказал «НГ» председатель комитета по городскому хозяйству думы Владивостока Вадим Глазунов. – И с той поры мало что изменилось: новые маршруты появляются не по инициативе транспортной инспекции, просчитавшей их целесообразность, а по заявлению автовладельцев. Автовладелец разрабатывает маршрут, а потом утверждает его в мэрии. Потому в городе и процветает «автобусное пиратство» и маршруты-клоны».
По мнению депутата, управление транспорта сейчас не может повлиять на процесс, потому что маршруты – собственность перевозчиков. Сколько точно работает в городе автобусов для чиновников – тайна. В последний раз пассажиропоток и транспортные схемы во Владивостоке изучались 20 лет назад. Нынче в городе функционируют более сотни маршрутов, половина из которых не имеет пассажирской загрузки. Маршруты «разорваны», а схему движения пассажирских автобусов эксперты считают стихийной.
Для того, чтобы усмирить разбушевавшихся автоперевозчиков, приморские чиновники и городские депутаты решили пригласить экспертов из Хабаровска. Там давно уже мирно сосуществует и коммерческий и муниципальные автопарки, а пассажиров-льготников не пытаются выгонять из автобусов.
В итоге депутаты, чиновники и автоперевозчики пришли к тому, что убытки, понесенные последними, будут покрываться из бюджета края на основании сведений о льготном пассажиропотоке. Для этого автотранспортники должны самостоятельно заключать договоры с администрацией Приморья через департамент социальной защиты населения. А для устранения всех «неожиданно» всплывших недостатков депутаты предложили создать рабочую группу из представителей заинтересованных сторон. Транспортники же решили дать передышку властям и льготникам, разрешив пока старикам ездить по проездным билетам.
Если депутаты и чиновники вместе с новым мэром Владивостока Игорем Пушкаревым наведут порядок в транспортной проблеме, то автотранспортники на радостях даже пообещали снизить стоимость проезда.
Владивосток