На этой неделе в армии и на флоте начался летний период обучения. Впервые в постсоветской истории Вооруженных сил ратное обучение солдат как одногодичников, так и контрактников пройдет по новым программам боевой подготовки. Видимо, не случайно за неделю до этой даты власть, общество и военное ведомство организовывали в РФ совместные мероприятия, направленные на повышение эффективности военной службы.
При этом, похоже, впервые со стороны армейских руководителей прозвучали нелицеприятные оценки результативности воспитательной работы с личным составом. Так, выступая на минувшей неделе в Курске на выездном расширенном заседании президиума Общественного совета при МО РФ, заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Панков заявил, что офицерский корпус пока в полном объеме не готов работать с военнослужащими-контрактниками. Он отметил, что те ценности, понятия и примеры, к которым апеллируют командиры или офицеры-воспитатели при работе с личным составом, часто оказываются для молодых воинов непонятными и неизвестными. Поэтому, по словам Панкова, переход к комплектованию Вооруженных сил контрактниками требует значительных изменений методов, форм и содержания работы по воспитанию военнослужащих, в том числе патриотическому.
Между тем армейское руководство давно уже доложило в Кремль, что к 1 января 2008 года программа по переводу войск на профессиональную основу выполнена. Из этого следует, что проведены соответствующие мероприятия и в воспитательной сфере. А тут выясняется, что отцы-командиры не умеют воспитывать своих подчиненных. Оказывается, по словам генерала Панкова, в условиях перехода на смешанный способ комплектования и сокращения срока военной службы по призыву до одного года Минобороны еще только «предстоит внести серьезные коррективы в деятельности органов военного управления, в том числе в сфере патриотического воспитания всех категорий военнослужащих». Спрашивается, что же мешало это сделать раньше?
Как выход из положения Панков предлагает «качественно улучшить взаимодействие структур Минобороны с органами государственной власти всех уровней, институтами гражданского общества, общественными объединениями, основными религиозными конфессиями в интересах повышения престижа военной службы». Начинания, конечно, хорошие. Но опять же вопрос: почему раньше этого не было сделано?
«У современной молодежи размыт тот культурно-нравственный фундамент, на котором можно выстраивать систему воинского и патриотического воспитания в период ее пребывания в армейском строю┘ Если мы не сделаем военную службу престижной и конкурентоспособной на рынке труда, об армии XXI века нет смысла говорить – чудес не произойдет», – утверждает Панков. Получается, что армия ни при чем, а все беды исходят от общества. С этим, естественно, трудно не согласиться, вот только говорит генерал об этом поздновато.
В итоге замминистра обороны призвал общество принять активное участие в разработке проекта государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». Заметим, что сейчас в России такая программа до 2010 года уже действует и там определены задачи по патриотическому воспитанию и для МО РФ, и для институтов гражданского общества. Выходит, что эта программа никакого эффекта не дала. И кто даст гарантии, что она будет эффективна в будущем?
А самое главное, что предлагается для изменения ситуации? В Госдуме на прошлой неделе прошел круглый стол, на котором парламентарии предложили ввести в обязательную программу средних образовательных учреждений уроки патриотического воспитания, а также на факультативной основе возобновить преподавание начальной военной подготовки.
Для глобальной перестройки воспитательной работы маловато.