Свердловская прокуратура обвиняет чиновников мэрии Нижнего Тагила в неэффективном использовании бюджетных средств. Судебным следователям предложено оценить материалы прокурорской проверки согласно УПК РФ. Главу города Николай Диденко подозревают в оплате работ по муниципальному контракту без оформления документов.
Свердловская прокуратура тем самым обозначила очередное звено в цепочке претензий к мэрии. Недавно она направила в суд уголовное дело в отношении начальника Управления по финансово-экономическому и материально-техническому обеспечению департамента образования Нижнего Тагила Шамиля Карымова. По версии следствия, он требовал взятку в 200 тыс. руб. за оформление заказа на ремонтные работы. В ходе обыска из его личного сейфа были изъяты десятки миллионов рублей.
Дело Шамиля Карымова наделало много шума. Мэр Диденко срочно взял больничный, как и в минувшем апреле, когда городская прокуратура предъявила обвинение начальнику Управления жилищной политики Надежде Смирновой по ч. 1 ст. 286 УПК РФ (превышение должностных полномочий). Прокуратура заподозрила, что мэрия через муниципальное предприятие «Тагилэнерго» обналичила вексель на 500 тыс. руб., которые затем были перечислены адвокатам, занимавшимся банкротством этой компании.
Как писали СМИ, деньги, собранные с населения, регулярно поступали в муниципальный центр платежей. Зато оттуда поставщикам услуг (газ, электричество, вода) доставалось уже не более половины средств. На месте обанкроченных предприятий мэрия тут же создавала другие. И они немедленно ввязывались в долговую тяжбу.
Пресса, сообщавшая обо всем этом, подверглась давлению властей. Телекомпанию «Телекон» выживали с муниципальных площадей, лишив электросвязи. Газета «Тагильский рабочий» пережила вынужденную смену команды. Редакция «Горного края» была ликвидирована.
В итоге перед Диденко замаячила перспектива оказаться за решеткой. Однако губернатор Эдуард Россель утверждает, что дело против мэра Диденко сфабриковано: мол, его «заказали» политические конкуренты, а «муниципальные коммунальщики» лишь отработали «заказ». Появившиеся в СМИ негативные публикации о градоначальнике вчера Россель также назвал «естественным заказом», «потому что в октябре у мэра выборы». Губернатор, кстати, предложил муниципалитету расплатиться с поставщиками услуг, чтобы не стать жертвой внешнего управления.
Начальник управления информации мэрии Нижнего Тагила Александр Соловьев вторит Росселю, утверждая, что креслом Диденко прельстились влиятельные московские финансовые структуры. Соловьев называет сумму «компромата» – 3,5 млн. долл. и цель «заказа»: дискредитировать Диденко и лишить его поддержки «Единой России».
Позиция губернатора объяснима: Диденко всегда был последовательным сторонником Эдуарда Росселя. Однако административный губернаторский ресурс сегодня ограничен. Неудивительно, что глава администрации губернатора Александр Левин довольно слабо защищает Николая Диденко. Осторожной «росселевской гвардии» важнее удержаться в своих креслах, чем спасти мэра.
Екатеринбург