Миллионный Волгоград бурлит несколько недель: жители города-героя обсуждают новость о том, что мемориальный комплекс на Мамаевом кургане и музей-панораму «Сталинградская битва» обнесут забором, а вход на главную высоту России будет платным.
Идею «грандиозного коммерческого проекта», как сообщили «Известия» (см. номер от 20.03.08), обнародовал директор мемориала Александр Величкин, назначенный на эту должность около двух месяцев назад: «Вопрос ограждения Мамаева кургана металлической изгородью практически решен, – оповестил он общественность. – Забор будет красивым и не испортит впечатления от памятника».
Мало кто в городе сомневается, что автором идеи «красивого забора» является нынешний мэр Волгограда Роман Гребенников. Сам градоначальник отвергает возможность сбора платы за посещение мемориала, но, как полагают местные наблюдатели, все это вписывается в его коммерческий стиль руководства городом-героем.
Упомянутая инициатива повергла в шок многих жителей Волгограда. Мнение большинства выразила в интервью СМИ Валентина Клюшина, более 30 лет проработавшая в должности заместителя директора памятника-ансамбля на Мамаевом кургане: «Когда только начиналось строительство и мы перезахоранивали останки погибших воинов, все кругом слезами обливались. Солдатики-то, оказывается, в бой с иконками и ладанками шли. В Бога они верили! Да разве возможно забор тут городить и деньги брать с тех, кто пришел их памяти поклониться?»
Против коммерциализации мемориала и губернатор Волгоградской области Николай Максюта. «Никакого платного входа не будет, – заявил он в прямом телеэфире. – Мемориальный комплекс должен быть достоянием всех жителей независимо от их благосостояния. А для того, чтобы четко определить границы территории Мамаева кургана и ограничить неконтролируемые застройки, вовсе не обязательно ставить ограду. Никакой забор тут не поможет! Воспитывать надо людей!»
В связи с волгоградской историей приходит на память еще одна недавняя история из «жизни мэров». Ныне объявленный в федеральный розыск градоначальник Ставрополя Дмитрий Кузьмин без лишних колебаний распорядился снести в своем городе памятную стелу героям-освободителям. Мемориал, мимо которого тогдашний мэр ездил на работу, по его мнению, мешал автомобильному движению. Памятник демонтировали, освободившуюся землю передали частным инвесторам. Чуть позже, когда по настоянию спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова «ставропольским делом» заинтересовалась Генпрокуратура РФ, мэр Ставрополя подался в бега.
Играть на народной памяти – последнее дело.