Вчера на Дальнем Востоке завершилась охотоморская минтаевая путина. Она закончилась не рекордными уловами и, соответственно, прибылями рыболовецких хозяйств, а миллионными убытками и громким скандалом. Уже несколько недель 14 приморских судов стоят под арестом.
Объект спора – минтай, продукт востребованный и дорогой как на внутреннем, так и внешнем рынке. На эту кампанию, которая длится с января по апрель, промысловики делают главную ставку. У рыбаков есть поговорка: одна минтаевая путина рыбаков год кормит. Но нынче все иначе: промысловики несут потери, государство теряет налоги, а люди – зарплату. Убытки приморских рыбаков, отстраненных от работы, могут составить 3 млрд. руб. Как рассказала «НГ» пресс-секретарь управляющей компании БАМР Варвара Насырь, один день простоя судна обходится в 600 тыс. руб.
Суть конфликта, разразившегося между приморскими рыбаками и Северо-Восточным погрануправлением береговой охраны ФСБ РФ, кроется в разном прочтении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Первые ссылаются на статьи закона, которые говорят, что количество икры за весь промысел должно составлять не более 4,5% от общего улова. Вторые добытое измеряют по внутриведомственным методикам и смотрят на результаты промысловых суток. Но рыба не курица, и в сети ее загоняет не человек: в один день рыбу можно «переловить», а в другой не доловить. А по «суточным» оценкам пограничников получается, что все приморские промысловики – браконьеры.
Точка зрения рыбоохранных органов, по данным рыбаков, основывается на внутриведомственном приказе, доступа к которому у них нет. Инспекторы обращают внимание на выход икры и сырца до тысячных долей и просматривают каждый улов. При этом для расчетов берется немытая, несортированная и незамороженная икра. В итоге, по мнению пограничников, рыбаки в течение одних промысловых суток нарушают нормы выхода минтаевой икры. Но, даже по их расчетам, превышение измеряется нередко в граммах. Но у инспекторов уже есть формальный повод считать улов браконьерским.
Рыбаки утверждают, что ни одно задержанное судно не превысило предельный показатель. С ними согласны и ученые ФГУП «ТИНРО-Центра», по экспертным заключениям которых ни одно арестованное судно не нанесло экологического ущерба.
«На одном из судов, к примеру, рыбаки вес считали с точностью до сотых долей процента, а пограничники – до тысячных, – поясняет «НГ» президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов. – В результате перебор составил около 150 граммов. Ассоциация считает, что оснований для ареста судна не было, а начальник регионального Погрануправления по ДФО настаивает, что рыбаки выловили незаконно около тысячи тонн минтая. Вот во что вылилась разница в оценках».
Примечательно, что большинство задержанных судов – приморские или сахалинские. К рыбакам Камчатки у инспекторов погрануправления претензий нет, хотя они работают в этом же Охотском море при одинаковых промысловых условиях и на однотипных судах. «Может, потому, что штаб погрануправления находится как раз в Петропавловске-Камчатском? – задает скорее риторический вопрос первый вице-президент АРПП Александр Платонов. – Истинная причина конфликта может крыться в попытке перераспределения сырьевого ресурса».
Дело в том, что сейчас формируется отчетная база, по которой в 2009 году будут распределяться доли на вылов на 10 лет. У экспертов создается впечатление, что нынешний скандал – это попытка вычеркнуть из списка конкурентов. «Но ведь истинные браконьеры – это те, кто работает в море без рыболовного билета, квот и грубо нарушает правило рыболовства. Ни одно арестованное приморское судно не попадает под эти критерии, – твердят собеседники «НГ». – Сейчас на приколе стоят суда легально работающих компаний, чья репутация никогда не вызывала сомнений».
Из-за конфликта рыболовецкие компании не только не смогли вернуть вложенные деньги, они не успели даже выбрать квоту. В итоге рыбаки, которые находятся на арестованных судах, не могут получить зарплату.
На сторону рыбаков уже встал глава Госкомрыболовства Андрей Крайний, к которому приморские промысловики обратились за помощью. Он написал письмо руководителю Федеральной пограничной службы РФ, в котором призвал защитников морских биоресурсов к диалогу, но сначала предложил дать рыболовецким предприятиям закончить путину. На письмо «главного рыбака» России пока никто не отреагировал. И в пресс-службе пограничного ведомства комментировать ситуацию «НГ» отказались. Сейчас АРПП в очередной раз готовит обращение в Госкомрыболовства и президенту России.
Кстати, среди задержанных судов находится и большой морозильный рыболовный траулер «Арчер». Самовольный выбор способа подсчета среднесуточного выхода икры стал для проверяющих поводом обвинить капитана судна в незаконной добыче всего минтая (с января по март 2008 года). Примечательно, что четыре года назад именно на этом судне выступал приехавший с визитом в Приморье президент РФ Владимир Путин. Он тогда призывал рыбаков к порядку в море, а они ответили ему предложением снизить нормы выхода минтаевой икры с 12% до 4,5%. Получается, что желание рыбаков покончить с браконьерством обернулось для них арестами судов.
Владивосток