0
1524
Газета Регионы России Интернет-версия

08.04.2008 00:00:00

Саммит АТЭС: das ist fantastisch!

Тэги: атэс, приморье


атэс, приморье Пока до острова Русский летом можно добраться только морским транспортом.
Фото Марины Скляровой

В Приморье набирает обороты очередной скандал. Апрельский розыгрыш в одной из местных газет, сообщившей, что саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году пройдет не на острове Русском, а в Артеме, вызвал у жителей Владивостока неоднозначную реакцию. Слишком уж больная эта тема как для горожан, рассчитывающих на масштабные стройки, так и для островитян, которым обещан мост на Большую землю.

В каждой шутке есть доля шутки

Безобидной шутку назвать нельзя, ибо только ребенок не понимает сейчас, что местные «прорабы» не успевают подготовиться к приему высоких гостей.

Даже последнее сообщение пресс-службы администрации Приморья о том, что специальные технические условия на проектирование моста через Босфор Восточный на остров Русский получили положительное заключение в «Центре методологии нормирования и стандартизации в строительстве», растворилось в массе негатива. К тому же документ должен пройти еще и долгое согласование в Главгосэкспертизе.

Однако будущий саммит уже стал козырем в речах некоторых кандидатов в мэры столицы Приморья, выборы которого пройдут 18 мая. Претенденты на кресло градоначальника не обещают разобрать городские помойки, открыть новые детсады или привлечь во Владивосток инвестиции, зато клянутся, что выделяемые на АТЭС-2012 федеральные средства будут в целости именно под их присмотром.

Важнейшие проблемы надо решить Владивостоку перед саммитом: дороги, вода и канализация. По мнению члена-корреспондента Российской академии архитектурных и строительных наук, научного руководителя проекта «Генеральный план Владивостока» Валентина Аникеева, если не построить новые магистрали и транспортные развязки, то в краевом центре случится дорожный коллапс.

«Нынешняя транспортная схема города соответствует генплану 1961 года, – сказал «НГ» Валентин Аникеев. – А в те годы во Владивостоке не жили 600 тысяч горожан, которые владели почти 200 тысячами машин. Представить страшно, что будет, если по дорогам, особенно в центре города, рассчитанным на пролетки и извозчиков, двинутся большегрузные машины со стройматериалами для будущих объектов. Дело в том, что даже запроектированные в старом генплане путепроводы, тоннели, развязки и мосты так и не были построены».

Нет плана – нет и дела

Но более всего начало работ тормозит отсутствие самого главного документа – утвержденного генплана Владивостока, в котором и про новые дороги, и про новые очистные сооружения прописано. Без него невозможно начать финансирование следующего этапа работ – планировки территории острова Русский, где размесятся объекты делового центра саммита АТЭС-2012. Ныне действующий генплан принимался в 1985 году и давно нуждается в обновлении. Градостроители и власть в нем постоянно что-то меняют и переделывают, но толку нет. Последний проект разрабатывали три года, но и он оказался сырым (только в прошлом году на генплан было потрачено 17 млн. руб.). В итоге этот актуальный вопрос пришлось даже снять с обсуждения на заседании городской Думы. Депутатам пришлось ограничиться лишь заслушиванием информации о нем. И это несмотря на распоряжение федеральных властей утвердить генплан к 31 марта с.г.

На заседании гордумы выяснилось также, что не проведено было согласование с Хасанским и Надеждинским районами, на территории которых собираются разместить некоторые объекты форума. Вмешалась и городская прокуратура: правозащитники на заседании выразили протест на рассмотрение генплана, поскольку формально документ в Думу еще не поступал и любые решения были бы незаконны. «Получается, что депутаты гордумы срывают подготовку саммита. И хотя это не так, настораживает факт, что процесс согласования постоянно затягивался, как будто кому-то выгодно, чтобы был утвержден промежуточный и недоработанный вариант», – считает депутат Александр Юртаев.

Несмотря на предложения некоторых народных избранников утвердить генплан хотя бы в первом чтении, думское большинство от «Единой России» решило поддержать губернатора Приморья Сергея Дарькина, который не стал документ подписывать. По мнению главы края, цифры в проекте занижены, на чертежах нет некоторых объектов инфраструктуры Владивостока. И подобных упущений множество. «Заявления некоторых депутатов о том, что если мы не примем план, то сорвем подготовку к проведению форума АТЭС, – это манипуляция, – уверена председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности гордумы Марина Ломакина. – Главное – принять такой документ, чтобы Владивосток мог развиваться, чтобы можно было зарезервировать земельные участки под будущее строительство. Тем более что после изучения документа было найдено много недоработок. Например, на чертежах нет садоводческих участков. А что потом делать горожанам, владеющим ими?»

Над исправлениями погрешностей генплана теперь будет работать согласительная комиссия городских и краевых чиновников, депутатов.

Форум в помоях

Нынешняя система водоснабжения Владивостока и отсутствие очистных сооружений также могут изрядно подпортить имидж будущего саммита. В департаменте градостроительства администрации Приморского края утверждают, что сейчас идет разработка проекта, на эти объекты будет выделено более 3 млрд. руб. Но если город все же не решит проблему, то вряд ли участники форума приедут во Владивосток.

«Ни один существующий водный объект в крае не может сейчас использоваться для питьевого водоснабжения, – считает директор Дальневосточного филиала Российского института водного хозяйства Николай Бортина. – Ни один город, ни один населенный пункт, и Владивосток в том числе, не имеет резерва питьевой воды на случай ЧС. Во Владивостоке очищается всего 5–7% сточных вод. Ежедневно 300–400 тыс. кубометров грязной воды сбрасывается в заливы. А все потому, что стоки не оборудованы очистными сооружениями».

Эти данные прозвучали на совещании специалистов Амурского бассейнового водного управления, управления Росприроднадзора и Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы. А по данным Приморского центра мониторинга загрязнения окружающей среды, ежегодно в акваторию залива Петра Великого сбрасывается около 260 млн. кубометров загрязненных сточных вод. В итоге вода Амурского залива уже давно попала в категорию «загрязненная». К этому же классу относится качество вод пролива Босфор Восточный, а бухту Золотой Рог по праву называют грязной. Как отмечают ученые, морская среда утратила способность самоочищаться. В воде скапливается ртуть, фенолы и нефтепродукты. Территориальный Росприроднадзор уже выставил счета на 230 млн. руб. предприятиям и организациям за ущерб, причиненный окружающей среде, в основном за сброс сточных вод в бухту Золотой Рог.

Но чиновники только обещают модернизировать работающие и построить новые объекты водопроводно-канализационной системы. Департамент градостроительства администрации Приморья планирует, к примеру, возвести в городе станцию очистки сточных вод мощностью 160 тыс. кубометров сточных вод в сутки, новые канализационные насосные станции. В южном Приморье к саммиту АТЭС-2012 обещают построить два новых объекта водоснабжения – Пушкинскую депрессию и водовод. По словам гендиректора КГУП «Приморский водоканал» Петра Журавлева, это позволит «напоить» все объекты саммита АТЭС, сделать Владивосток независимым от природных катаклизмов. В планах и строительство нового водовода во Владивосток с Артемовского гидроузла. Но пока владивостокцы только слышат обещания, мол, проект даст городу хорошую питьевую воду, очистные сооружения улучшат экологическое состояние залива Петра Великого, а горожанам он откроет более 600 новых рабочих мест.

Зубков не стал брать удар на себя

Недавно во Владивостоке побывала рабочая группа представителей Дальневосточной дирекции Росстроя и Минобороны. Вместе с приморскими проектировщиками гости оценили масштаб работ и вскрыли массу новых нарывов. Выяснилось, к примеру, что в зоне стройки находится не только Владивостокская крепость, но и места стоянки древнего человека. До сих пор не готов план подготовки аэропорта, которому принимать гостей саммита.

Военным надо срочно передавать земли под строительство объектов. Если под дорогами, мостами, бизнес-центрами и т.д. земля будет в федеральной собственности, то под гостиницами, к примеру, в руках частных инвесторов. Землю им собираются передавать через аукционы, но торги могут состояться только после отказа от этих территорий военного ведомства, иначе инвесторы на остров не пойдут. Неучтенные моменты, серьезно тормозящие начало строительных работ, можно перечислять до бесконечности.

«Подготовительной работы масса: в зоне каждого проекта – допустим, моста через Золотой Рог – куча объектов недвижимости, которые нужно выводить, – сказал «НГ» директор Института менеджмента, бизнеса и экономики Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса, доктор экономических наук Александр Латкин. – Надо проводить экспертизу, определять, сколько заплатить людям, куда их расселить. Или каким образом металлические и бетонные конструкции будут доставляться к месту строительства моста».

От саммита в Приморье до сих пор ждут светлого будущего в виде притока инвестиций. Но, по мнению эксперта, он может как стать толчком к развитию региона, так и привести к негативным последствиям. Раскроются глаза у представителей многих стран, не исключено, что инвесторы попросту испугаются. «Они же видят, какие у нас дороги, очистные сооружения и социальные условия. Воду из кранов пить нельзя, в ней даже купаться нельзя, – продолжает эксперт. – Но самое главное – сокращается емкость рынка. По уровню зарплаты Приморье занимает одно из последних мест в округе, она ниже даже, чем в Хабаровской области. А если численность населения сокращается, зарплата невысокая, а каждый четвертый – пенсионер, то инвесторы задумываются, стоит ли вкладывать деньги».

Вероятность того, что к 2012 году на месте Владивостока будет обещанный губернатором город-сад, тает с каждым днем. Эксперты заходят еще дальше, констатируя, что во Владивостоке нет даже строительной индустрии. А обещания Сергея Дарькина о том, что благодаря саммиту в Приморье в разы увеличится население и появится масса новых рабочих мест, кажутся из области фантастики. Эксперты говорят об обратном: нет в депрессивном крае потребности в приезжих рабочих руках, потому что свои занять нечем. И даже будущие гостиничные новостройки вряд ли трудоустроят всех безработных аборигенов.

Приморцы на фоне красивых речей о светлом будущем приморской столицы отмечают признаки обратного. Не состоялось заседание Госсовета, не прилетел председатель правительства РФ Виктор Зубков – и наверняка не потому, что билет до Приморья дорого стоит. Приморцы понимают, что все неспроста, ведь ничего пока не строится, радоваться успехам нет повода. А приехать сюда высокопоставленному чиновнику – значит уделить проекту особое внимание, то есть взвалить ответственность на себя.

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
496
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2213
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1448
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1081

Другие новости