Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев впервые выступил с ежегодным посланием к Законодательному собранию региона. Мероприятие прошло в крупнейшем в Нижнем Новгороде концертном зале «Юпитер», известном с советских времен как Дом политического просвещения. Туда съехались около тысячи человек, в том числе и делегации из всех районов области. Так что депутаты Заксобрания, к которым формально относилась речь губернатора, оказались в подавляющем меньшинстве.
Масштабность мероприятия вызвала у наблюдателей аналогии с ежегодным посланием президента Федеральному Собранию. Да и начал Валерий Шанцев отнюдь не с региональных, а с общефедеральных реалий.
«Страна вступила в новый этап своего развития, – сразу же сообщил чиновникам и общественности Шанцев. – Состоялись выборы, которые стали во многом определяющими». Всего губернатор говорил один час сорок минут.
На зачитывание послания аккредитовались журналисты более 70 СМИ. Правда, в сам концертный зал представителей массмедиа, как и их коллег на послании президента, не пустили, разрешили только поснимать общую обстановку в течение первых десяти минут. Зато журналистам предоставили-таки возможность наблюдать главу области в онлайновом режиме. Они смотрели и слушали губернатора по телевизору в отдельном помещении того же здания. Примечательно, что губернатор выступил с посланием к местной элите, не дожидаясь соответствующего послания избранного главы государства.
В целом обстановка напоминала недавнюю встречу Дмитрия Медведева со своими сторонниками в Нижнем Новгороде накануне выборов. Правда, если будущий президент охотно общался с прессой, то губернатору задавать вопросы было нельзя. Никакого диалога формат события не предусматривал. По мнению депутата Заксобрания коммуниста Владислава Егорова, послание было главным образом адресовано команде вновь избранного президента, а не местному политическому истеблишменту. «Речь губернатора напомнила мне выступление Дмитрия Медведева в Красноярске на экономическом форуме, те же самые блоки, акцент на финансово-инвестиционные составляющие, – пояснил Егоров «НГ». – Социальная тема была явно сознательно отодвинута на второй план. О ней Шанцев сказал только в ключе нацпроектов, и это еще раз показывает федеральную направленность его послания. Он обошел и такую острую, волнующую многих тему, как рост цен. Лишь упомянул вскользь о недавнем всплеске цен на мировых рынках. Во всем, мол, виноват Запад. Не было ничего сказано и об экологии».
Шанцев в своей речи, кстати, прямо цитировал доклад Дмитрия Медведева в Красноярске. Но в целом проявил политкорректность: число ссылок на уходящего президента в докладе равнялось количеству упоминаний фамилии его преемника. «Он очень переживает за судьбу России», – сказал, в частности, о Владимире Путине нижегородский губернатор.
По окончании речи слушатели демонстрировали чувства от глубокого удовлетворения до восторга. «Послание президента, ой, извиняюсь, губернатора – это программная вещь, которая нас нацеливает, что мы должны сделать и чего достичь, – сообщил журналистам вице-губернатор Владимир Иванов. – Послание губернатора очень сильно впечатлило. Самое большее, что я понял, это придется работать в два раза больше». А лидер фракции «Единой России» в Законодательном собрании Александр Вайнберг так прямо признался: «В целом это было законченное произведение, которое слушалось на одном дыхании, оно по концепции входит в послание президента. Это послание мобилизует на дальнейшую работу, поднимает боевой дух каждому жителю области». «Нет ни одной области жизни, которую бы в своем послании не охватил губернатор», – сказал сенатор Александр Подлесов.
По мнению политолога Сергея Кочерова, послание подчеркивает, что Шанцев человек амбициозный и хочет поделиться своими планами с как можно большим числом людей: «Можно от некоторой помпезности освободиться, но, по сути, это правильно».
Кстати, до сих пор Шанцев выступал с ежегодным отчетом (не посланием) в августе, по окончании каждого года своей работы в Нижегородской области. Эти доклады были аналогичны нынешнему посланию по сути, но проводились в более скромном формате, во всяком случае до сих пор.
Однако теперь реальная политика в России постепенно вытеснена из естественной общественной жизни, перестала быть публичным занятием, и освободившееся место занимают околополитические ритуалы, похожие по стилю на меланхолические мистерии советской партхозноменклатуры. Послание Шанцева как раз из их числа. И, как любые ритуалы, они играют роль оберега, предохраняющего современных российских политиков и чиновников от «как бы чего не вышло».
Нижний Новгород