В Татарстане активно обсуждается вопрос о том, что делать с исламскими книгами, попавшими в список экстремистской литературы. Четкого ответа на этот вопрос пока не дали ни прокуратура, ни местное духовенство, ни специальный круглый стол, проведенный в Казани.
В мае прошлого года Коптевский районный суд Москвы по заявлению прокурора Татарстана Кафиля Амирова признал 14 книг из собрания сочинений «Рисале-и Нур» известного турецкого богослова Саида Нурси экстремистской литературой и внес их в перечень изданий, запрещенных к распространению на территории Российской Федерации.
В перечне 101 издание, из них половина относится к исламской литературе.
Среди запретных изданий 21 брошюра экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир», призывающей к созданию халифата, 19 книг – ваххабитско-салафитского толка и 14 книг Нурси. Многие из них были напечатаны весьма внушительными тиражами, и сейчас неизвестно, сколько книг сейчас имеется на руках у населения. Между тем виновные в незаконном изготовлении, распространении или хранении указанных книг могут быть привлечены к уголовной ответственности. Этот пункт пугает мусульман, поскольку хранить книги нельзя, а уничтожать религиозную литературу кощунственно. К тому же непонятно, каким образом должны истребляться подобные издания.
С вопросом, что делать в этой ситуации, мусульмане обращались в мечети, медресе и Духовное управление мусульман (ДУМ). Предложения сдавать книги в ДУМ в Управлении отмели сразу же. «ДУМ Татарстана никогда не занимался уничтожением литературы», – заявил заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов.
Прокурор Татарстана Кафиль Амиров, к которому чиновники из ДУМ обратились с письмом по «книжному вопросу», уклончиво ответил, что правовая практика не знает подобных случаев и как поступать в такой ситуации – неизвестно. Однако он привел пример с уничтожением старых уголовных дел, которые сжигают в топках котельных. Совет прокурора чиновники ДУМ передали мусульманской общине, среди которой стали распространяться слухи, что запрещенную литературу во избежание проблем будут сжигать в топках.
Духовное управление мусульман в феврале даже провело круглый стол, специально посвященный этой проблеме. На заседании обсуждалась переписка с Кафилем Амировым. К общему мнению мусульмане так и не пришли, однако был озвучен новый способ решения этой проблемы. Для истребления запрещенных книг было предложено использовать офисные шредеры (уничтожители бумаг).
Заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов, комментируя запрет книг, заявил: «У нас есть большие вопросы «по признанным запрещенными 14 книгам турецкого богослова Саида Нурси. Но остальные источники действительно призывают к насилию, разжиганию межнациональной и межконфессиональной розни и угрожают устоям нашей государственности. Я бы сравнил их с книгой Адольфа Гитлера Mein Kampf. Такие книги не должны публиковаться». Но заместитель муфтия так и не уточнил, как все же предполагается избавляться от запрещенных изданий.
Казань