Валерий Шанцев последовательно сосредотачивает в своих руках основные ресурсы областного центра.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
С подачи регионального правительства Законодательное собрание приняло поправки к Закону «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области», по которым развитие застроенных территорий становится прерогативой не муниципальных, а областных властей.
Против поправок выступил мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. Он назвал их компромиссом между желаниями и законом, «когда нельзя, но очень хочется». Градоначальник считает, что мэрию незаконно лишают права согласовывать границы земельных участков под муниципальными объектами. Также региональное правительство, по его мнению, превышает полномочия, беря на себя исключительные права инициировать развитие застроенных территорий. «Как же мы теперь будем детские садики строить?» – вопрошал мэр. А требование передать области подлинники всех договоров аренды земли, ранее заключенных мэрией, Булавинов расценивает как нарушение Гражданского кодекса.
Юридически спорные поправки были включены в законопроект всего лишь за неделю до его рассмотрения в Заксобрании, а сам Булавинов узнал о них только накануне заседания. Тем не менее спикер парламента Виктор Лунин выразил надежду, что «правительство справится и будет работать с землей эффективно и прозрачно», депутаты проигнорировали возражения мэра, и поправки были приняты.
Таким образом, Валерий Шанцев продолжает планомерно сосредотачивать в своих руках основные ресурсы областного центра. Еще осенью 2006 года благодаря принятию основной редакции все того же Закона «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» региональное правительство получило полномочия по распоряжению государственной землей, право собственности на которую не разграничено (то есть большей частью участков на территории города). Затем из-под влияния мэрии Нижнего Новгорода был фактически выведен рынок наружной рекламы: городские власти лишились права предоставлять в аренду уличные билборды, потому что земля под ними стала принадлежать области. «Если следовать этой логике, без разрешения областного правительства мы теперь не можем устанавливать уличные столбы, урны и лавочки, так как это все находится на земле», – мрачно иронизировал мэр. Еще в январе 2007 года городская администрация направила в региональное правительство запрос на согласование границ земельных участков под рекламными конструкциями, но так и не получила ответа.
Тем не менее Вадим Булавинов утверждает, что до сих пор в Нижнем Новгороде существует двоевластие в вопросе земельного регулирования. Оно, по его словам, заложено в действующем Земельном кодексе. Ведь предоставление участка включает в себя не только выделение самой земли, но и обеспечение его инженерной и социальной инфраструктурой, а последний вопрос и сегодня остается в ведении муниципалитетов. Подобное же земельное двоевластие, по данным мэра, существует и в других субъектах Российской Федерации.
Нижний Новгород