При богатейшей минерально-сырьевой базе Республика Тыва является пока едва ли не самой экономически депрессивной территорией страны. Одна из основных проблем региона – отсутствие транспортной инфраструктуры, что и не позволяло начать разработку недр.
Однако сегодня есть возможность осуществить в республике перспективную модель комплексного развития, основанную на принципе государственно-частного партнерства.
15 февраля председатель совета директоров ОПК Александр Гнусарёв и председатель государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Владимир Дмитриев подписали меморандум о взаимодействии в реализации проекта строительства железнодорожной линии Кызыл–Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва и проекта строительства современного судостроительного комплекса в Санкт-Петербурге на базе производственных мощностей завода «Северная верфь».
Внешэкономбанк рассматривает возможность выступить финансирующей стороной этих начинаний ОПК, поскольку одним из основных направлений деятельности банка является именно реализация инвестиционных проектов, направленных на устранение инфраструктурных ограничений экономического роста.
Выступление Дмитрия Медведева на открытии Красноярского форума стало, по сути, презентацией социально-экономической части программы развития страны на ближайшие четыре года.
Как оказалось, два упомянутых проекта ОПК полностью соответствуют содержанию трех из четырех уже знаменитых «программных И» Медведева: инфраструктура (как транспортная, так и промышленная), инновации, инвестиции.
– Наша корпорация начинает в этом году комплексную программу по разработке гигантского Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва, сооружению обогатительной фабрики и строительству железнодорожной магистрали Кызыл–Курагино, увязанному с реализацией угольного проекта. Это самый крупный инвестиционный проект на территории Тывы, – отметил на форуме Александр Гнусарев. – Уже в текущем году дочерняя структура ОПК планирует добыть 775 тысяч тонн высококачественного коксующегося угля, в 2010 году – около 3 миллионов тонн, а с 2014 года предполагает выйти на полную проектную мощность – 13,5 миллиона тонн угля (12 миллионов тонн концентрата) в год. Тогда наша компания станет крупнейшим производителем коксующегося угля в России и третьим по величине производителем в мире.
Новая железнодорожная трасса, которая соединит Тыву с федеральной сетью железных дорог, включена в программу развития железнодорожного транспорта России до 2030 года. Поэтому железнодорожный проект ОПК является образцом «равновесного» государственно-частного партнерства для перспективной политики регионального развития.
Не случайно на церемонии подписания меморандума присутствовал глава правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол, а также красноярский губернатор Александр Хлопонин, чей регион также получит немалые выгоды от сооружения магистрали Кызыл–Курагино (эта дорога, проходящая и по территории Красноярского края, будет способствовать социально-экономическому развитию его южных районов).
Столь же значим для страны и другой упомянутый в меморандуме Внешэкономбанка и ОПК судостроительный проект.
Развитие судостроения является одной из приоритетных задач государственной политики промышленного развития. В состав ОПК входят прославленные судостроительные предприятия «Северная верфь», Балтийский завод и ЦКБ «Айсберг» в Санкт-Петербурге. Проект, представленный Объединенной промышленной корпорацией, предусматривает сооружение производственного комплекса мирового уровня на базе мощностей «Северной верфи». Этот комплекс сможет выпускать боевые корабли и коммерческие суда всех типов, в том числе суда большого тоннажа (дедвейтом до 300 тыс. тонн при общей годовой производительности 500 тыс. тонн) и любого уровня технической сложности. В том числе газовозы, предназначенные для транспортировки сжиженного природного газа, которые до сих пор закупались за рубежом.