Депутаты Законодательного собрания Красноярского края приняли в первом чтении закон «О мерах по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов». Главная изюминка документа – запрет закупки за счет бюджета продуктов, содержащих генно-модифицированные источники (ГМИ). Впрочем, не факт, что губернатор Александр Хлопонин закон подпишет.
Сибирские законодатели последовали примеру москвичей. В свое время Мосгордума приняла Закон «О продовольственной безопасности». Он был направлен на прекращение поставок ГМИ-продукции в детские, дошкольные и школьные учреждения. В 2006 году московские депутаты запретили использовать городской бюджет для закупки любых продуктов, содержащих ГМИ. Для обеспечения этих мер созданы наделенный особыми полномочиями контрольный орган с собственным испытательным центром, а также система добровольной сертификации продовольственной продукции.
По экспертным оценкам, ГМИ могут содержаться в 95% продукции, поставки которой на территории края осуществляются по госзаказу. Только 22% россиян, по данным ВЦИОМа, считают себя хорошо информированными о ситуации с ГМИ, 45% «что-то слышали», а 31% признались в своей полной неосведомленности. Тем не менее 68% опрашиваемых не хотели бы употреблять трансгены в пищу, а о категорическом их неприятии заявили 45% респондентов.
«Продукция, содержащая генно-модифицированные источники, очень конкурентоспособна в силу пониженной себестоимости по сравнению с качественной, экологически чистой продукцией», – подчеркивает автор краевого закона, депутат Василий Моргун, который знает о теме не понаслышке – он доктор биологических наук. Правда, при этом депутат добавляет: «На рынке сложилась парадоксальная ситуация – постепенное замещение качественных продуктов продукцией, произведенной с добавками, существенным образом не сказывается на розничной цене. Она толкнула на существование прецедента в других областях, которые, с одной стороны, решали вопросы об информированности потребителя, с другой стороны, регулировали закупки, и тем самым расчистили рынок для местной качественной продукции. Механизм закупок остается экономическим и не дает возможность каких-либо злоупотреблений».
Правда, не все коллеги Моргуна по депутатскому корпусу в восторге от этого закона. «Данный законопроект предусматривает не совсем понятную процедуру сертификации, которая может повлечь коррупционную составляющую», – считает депутат от фракции СПС Сергей Шахматов. Оппоненты законопроекта считают также, что аграрное лобби в местном парламенте хочет за счет запретительных мер решить свои проблемы по сбыту продукции, что может привести к повышению цен на продовольственные товары. Придется краевому бюджету раскошелиться и на создание лабораторий. Для подготовки к проведению экспертных исследований в одной лаборатории потребуется финансирование на приобретение оборудования и расходных материалов в объеме около 3,5 млн. руб. Ориентировочная стоимость одного исследования, по данным других регионов, – 2,5–3,5 тыс. руб., в действующей лаборатории ФГУЗ «Центр госсанэпиднадзора в Красноярском крае» – 4 тыс. руб.
Интересно, что законопроект был юридически забракован краевой администрацией, которая посчитала, что местные парламентарии «забрались» на территорию федерального законодательства. Так что вполне вероятно, что губернатор закон не подпишет, а поэтому основные битвы за вкусную и здоровую пищу еще впереди.
Красноярск