Управление Федеральной регистрационной службы (УФРС) России отказалось зарегистрировать общественную организацию «Народный суд Свердловской области». О создании подобной организации в конце минувшего года заявили екатеринбургские адвокаты (см. «НГ» от 15.01.08). На заседаниях народного суда предполагалось давать оценку чиновникам, которые недобросовестно выполняют свои должностные обязанности.
Как сообщила пресс-служба общественной организации «Сутяжник», которая и была инициатором создания «Народного суда», из регистрирующего органа пришел официальный отказ на пяти листах. Как и предполагали правозащитники, государство оказалось не в восторге от инициативы своих граждан.
Мотивов отказа шесть. Большинство из них носит формальный характер и поддается устранению. Однако один пункт не оставляет сомнений в том, что чиновники настроены самым решительным образом задушить новорожденного в колыбели. Ссылаясь на ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», которая запрещает использование в названиях общественных организаций наименований органов государственной власти, Управление ФРС приходит к выводу, что устав «Народного суда» противоречит закону.
Правда, в самом ведомстве на эту тему говорят весьма туманно. Помощник руководителя УФРС по Свердловской области Татьяна Андреева сообщила «НГ», что «Народный суд» не зарегистрирован в соответствии со ст. 23 Закона «Об общественных объединениях» (эта статья посвящена основаниям для отказа в регистрации). «Очень неграмотно написан устав организации, – сказала Андреева. – Они не одни такие. Пусть исправляют и снова присылают документы на регистрацию. Это пока все, что мы можем прокомментировать».
Руководитель новой общественной организации Владимир Капустин категорически не согласен с чиновниками: «Получается, что нельзя в названиях употреблять такие слова, как «правительство», «президент», «комитет», «служба», «управление», «совет», «комиссия», «администрация», «инспекция» и многие другие лишь потому, что эти слова входят в названия органов государственной власти. Но, наверное, каждый может вспомнить «Народное правительство» Геннадия Семигина, Комитет гражданских действий и т.д. Существуют, к примеру, и третейские суды, которые не являются властными судебными органами».
Двойные стандарты, исповедуемые регистрационной службой при оценке инициатив граждан, свидетельствуют, по мнению Капустина, о том, что власть не желает, чтобы гражданское общество создавало контролирующие структуры и тем самым указывало чиновникам на их плохую работу. Вопрос, по мнению правозащитника, настолько принципиальный, что адвокаты приняли решение оспорить отказ УФРС в суде. Если не удастся зарегистрировать «Народный суд» с помощью суда государственного, то организация будет работать без образования юридического лица: законом это не запрещено.
Екатеринбург